В последнее время в интернете развернулась настоящая дискуссия вокруг, казалось бы, простого вопроса: стоит ли ставить картонку или специальный фартук в радиаторную решетку автомобиля зимой. Множество статей, часто написанных по шаблону, высмеивают эту практику, называя ее пережитком прошлого и даже опасной затеей. Основные аргументы критиков сводятся к риску перегрева двигателя, бесполезности метода и отсутствию подобных рекомендаций в современных руководствах по эксплуатации.
Исторический контекст: почему это делали раньше?
Однако, чтобы понять суть явления, нужно вернуться на несколько десятилетий назад. Многие водители, особенно времен СССР, прекрасно помнят, зачем и при каких условиях использовался этот «аксессуар». Речь идет не о слепом следовании традиции, а о практическом решении конкретных проблем, с которыми сталкивались автомобилисты в суровых зимних условиях.
Источник изображения: https://www.semerkainfo.ru/
Личный опыт эксплуатации автомобилей в ту эпоху, даже в качестве пассажира, дает понимание этих особенностей. Но для сомневающихся и молодого поколения, которое часто иронизирует над методами прошлого, лучшим аргументом будут официальные документы от самих производителей.
Официальная позиция советского автопрома
В качестве доказательства обратимся к первоисточникам. Например, в руководстве по эксплуатации автомобилей ВАЗ 2106, 21061 и 21063, изданном Волжским автозаводом 18 октября 1988 года, содержится четкая и недвусмысленная рекомендация.
Руководство по эксплуатации времен СССР
Обратите внимание: Обзор Toyota Venza. Все что нужно знать, чтобы принять правильное решение..
На 26-й странице указано: «При температуре -25 градусов и ниже, а также во время сильного снегопада рекомендуется закрывать решетку радиатора защитным фартуком, чтобы интенсивнее прогревать двигатель и поддерживать его тепловой режим».
Выдержка из официального руководства ВАЗ
Это прямое указание от производителя. Поскольку штатный утеплитель (тот самый «фартук») часто терялся при смене владельцев, водители использовали подручные средства — тот же картон. Ключевой момент здесь — условие применения: только при экстремально низких температурах или в метель. Как только погода налаживалась, утеплитель необходимо было снимать, чтобы не допустить перегрева двигателя.
Не только ВАЗ: поддержка со стороны ГАЗ
Чтобы развеять сомнения в уникальности такой рекомендации для «Жигулей», можно обратиться к документации другого гиганта — Горьковского автозавода. В руководствах по эксплуатации автомобилей ГАЗ (например, «Волги») 90-х годов также встречаются схожие советы, хотя температурные пороги для установки утеплителя могли немного отличаться.
Почти те же рекомендации
Это подтверждает, что практика была массовой и одобренной инженерами. Суть одна: в определенных суровых условиях дополнительное утепление радиаторной решетки помогало двигателю быстрее выходить на рабочую температуру и поддерживать ее, что положительно сказывалось на расходе топлива, износе и комфорте в салоне.
Актуально ли это сегодня?
Важно сделать существенную оговорку. Данная статья не является прямой рекомендацией устанавливать картон на современные автомобили. Конструкция систем охлаждения, материалы и аэродинамика новых машин сильно изменились. Для многих из них такие манипуляции могут быть не просто бесполезны, но и вредны, так как могут нарушить расчетный тепловой баланс.
Однако для старых автомобилей, особенно отечественного производства, которые до сих пор встречаются на дорогах, эта практика, основанная на официальных инструкциях их создателей, может оставаться актуальной в условиях крепких морозов.
Интересно, что в старых руководствах можно было найти множество других практичных советов, которые сегодня кажутся забытыми. Возможно, производители считают, что их подробные мануалы никто не читает, или просто опускают детали, актуальные для иного климата и технологий.
Поделитесь в комментариях своим опытом или мнением по этой теме. Если вы помните те времена и пользовались таким методом — ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Удачи на дорогах!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Нужно ли устанавливать картонку в радиаторную решетку на зиму.

