ЗИЛ-167Э: футуристический вездеход СССР для покорения Крайнего Севера

Советский Союз славился масштабными и амбициозными инженерными проектами, которые часто опережали своё время. Одним из таких уникальных творений стал супервездеход ЗИЛ-167Э — машина с футуристическим дизайном, напоминающая транспорт из фильмов о постапокалипсисе, но созданная для суровых реалий Крайнего Севера.

Предпосылки создания и команда разработчиков

Главным вызовом, который предстояло решить инженерам, было полное отсутствие дорог в отдалённых регионах страны — бескрайние снежные пустоши, грязь и непроходимая местность требовали принципиально нового транспортного средства. Заказ на разработку такого вездехода поступил в 1961 году, а к работе приступило Специальное конструкторское бюро (СКБ) завода ЗИЛ под руководством знаменитого конструктора Виталия Грачёва. Интересно, что ведущим инженером проекта была женщина — А. Д. Андреева, что в те годы являлось редким явлением в автомобилестроении.

Из-за высокой загрузки другими проектами к практической реализации приступили лишь год спустя. Несмотря на сжатые сроки, первый прототип был собран всего за два месяца. Для ускорения процесса конструкторы использовали агрегаты и узлы от серийных машин, в частности, от грузовика ЗИЛ-135Л.

Уникальные конструктивные решения

Основой для вездехода послужило шасси ЗИЛ-135Л, раму которого дополнительно усилили. Габариты машины впечатляли: длина — около 9.5 метров, ширина — более 3 метров, а высота — свыше 3 метров. При этом грузоподъёмность достигала 5 тонн, что позволяло перевозить крупногабаритные грузы по самой сложной местности.

Одной из ключевых инноваций стали колёса. Для обеспечения высокой проходимости по снегу были выбраны шины размером 12.00-28.00. Однако стандартные ободы оказались слишком тяжёлыми, и инженеры СКБ разработали облегчённые аналоги из стеклопластика. Это решение впоследствии стало применяться и в других проектах бюро.

Внешний вид машины дополняли массивные колёсные арки, а нижняя часть кузова была защищена алюминиевыми листами. На борту красовалось изображение лося, которое позже стало логотипом СКБ ЗИЛ.

Обратите внимание: Самые интересные проекты Zagato.

Кабина и грузовой отсек были изготовлены из стеклопластика, что позволило снизить общую массу конструкции до 12 тонн. Для обогрева в суровых условиях использовались печи-«буржуйки». Машину окрасили в ярко-оранжевый цвет для лучшей заметности на снегу, а доступ в салон осуществлялся через единственную дверь в правом борту. Обязательным элементом стала мощная лебёдка с усилием в 7 тонн для проведения спасательных операций.

Испытания и легенды

Первый и единственный экземпляр ЗИЛ-167Э сразу после сборки отправили на испытания. Тесты проводились в Перми, а затем в подмосковном Чулково, где машина доказала свою исключительную проходимость в песках и болотах.

В 1963 году вездеход использовали для доставки важных комплектующих с Сердобского завода в Москву для производства ЗИЛ-130. А в 1965 году машину задействовали на строительстве газопровода Шаим-Тюмень, где она эффективно расчищала заносы и убирала снег.

С этим периодом связана интересная легенда: ходили слухи, что американские спутники-шпионы засекли необычный советский вездеход, и в ЦРУ его сочли средством для прорыва к Северному полюсу, доложив о «новой угрозе» президенту США.

Несмотря на успешные испытания, ЗИЛ-167Э так и остался экспериментальным образцом, о чём говорит буква «Э» в его названии. Серийное производство развернуто не было — вместо него предпочтение отдали гусеничной технике. Сегодня уникальный «колёсный лось» занимает почётное место в одном из московских музеев как символ смелых инженерных решений эпохи СССР.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Амбициозные проекты в СССР – обыкновенное дело.