Амбициозные проекты в СССР – обычное дело. Все, что было создано, было помпезно, грандиозно и значительно опережало свое время. Именно таким и был супервездеход ЗИЛ-167Э, который напоминает типичную машину для съемок фильма про апокалипсис.
Как до такого докатились
Зачем делать такой футуристический автомобиль в древности? Отсутствие дорог — извечная проблема. Грязь, выбоины, бескрайние ледяные пустоши, где напрочь отсутствует цивилизация.
Именно для Крайнего Севера и разрабатывалась эта машина. За разработку отвечало СКБ на заводе ЗИЛ во главе с самим Виталием Андреевичем Грачевым. Удивительно, но ведущим конструктором была женщина - А. Д. Андреева. Да, девушки тоже любят машины.
Заказ на разработку был передан специалистам в 1961 году, но реализация началась только через год. Агентство застряло в существующих проектах, поэтому не могло быстро решить эту проблему.
Первый образец был собран всего за два месяца. В условиях сжатых сроков и большой загруженности конструкторы решили позаимствовать отдельные элементы у других серийных машин.
Конструкционные особенности
Вездеход, буквально, построен на «ногах» брата. Грузовой автомобиль ЗИЛ-135Л был снят с испытаний. У него позаимствовали кабину, двигатель, некоторые узлы ходовой части, а раму усилили поперечинами и раскосами.
Для повышения прозрачности установили пару бензобаков. Общий объем составил 900 литров.
Длина мастодонта составляла почти 9,5 м, ширина – 3,1 м, а высота – чуть более 300 см. Невероятная грузоподъемность в 5 т позволяла перевозить крупногабаритные грузы, не опасаясь за его целостность.
Машина запросто могла наехать на современный «внедорожник», а пассажиры ничего бы не заметили. Такая проходимость — настоящее достижение, ведь в условиях крайнего севера на асфальтированную дорогу рассчитывать не стоило.
Вроде бы все стандартно, за исключением повышенной проходимости, но конструкторы внесли в свое «детище» новшества. А нововведением были. колеса.
Размер был выбран существующий, но наиболее подходящий под требования заказчика - 12.00-28.00.
Обратите внимание: Самые интересные проекты Zagato.
Сиденье диаметром 28 дюймов прямо как вездеход по снегу, но колесо оказалось несколько тяжеловатым. Вот тут-то и случился прорыв, ведь специалисты упростили конструкцию, разработав облегченный обод из стеклопластика. Нововведение стало активно использоваться в других проектах СКБ.Колесные передачи - отдельная тема для разговора. Они придавали машине вид настоящего гиганта, готовящегося к рывку. Снизу все было покрыто качественным алюминием, скрывающим от снега приборы и раму. На кузове был изображен лось, ставший впоследствии логотипом СКБ ЗИЛ.
12 тонн - не большой вес для такой махины. Причина в том, что кабина и отсек были изготовлены из стеклопластика. Для отопления использовались каменки, а как дополнение – «буржуйка». Это дровяная печь.
В машину можно было попасть только через одну дверь по правому борту сзади. Дизайнеры решили покрасить «детище» в оранжевый цвет, что сделало его чрезвычайно заметным на заснеженных просторах.
И конечно лебедка. Это обязательная функция для автомобиля, ориентированного на спасательные работы в холодных районах. Лебедка развивала усилие 7 тонн, поэтому легко могла вытащить застрявший снегоход, автомобиль, крупные предметы.
Первые испытания «гиганта»
Единственный экземпляр, который собрали за 2 месяца, тут же отправили на испытания в естественные условия. Обкатку проводили в Перми, а летом машину перегнали в подмосковный Чулково, где машину "поиздевались" в песках и болотах.
Проходимость была образцовой. «Лось» спокойно выбирался из ям, а также поднимался по крутым и покатым дорогам.
в следующем, 1963 году, ЗИЛ-167Э отправили на Сердобский машиностроительный завод, чтобы привезти в Москву важные комплектующие для производства другого автомобиля — ЗИЛ-130.
В 1965 году машину отправили на строительство газопровода Шаим-Тюмень. Машина отлично справлялась с уборкой снега и расчисткой пробок. И тут произошел интересный случай.
В народе стали ходить слухи, что ЦРУ сделало несколько снимков грузовика со спутников, и тут же сообщило о случившемся американскому президенту. Новинку советского автопрома представили как средство прорыва Северного полюса за границу.
Увы, футуристическая машина так и осталась единственной, о чем свидетельствует буква «Е» в названии, что означало «экспериментальный». Серийное производство машины не состоялось, и вместо супервездехода с конвейера сошел гусеничный БТ-Т. Сейчас «Колесый лось» покоится в одном из музеев Москвы.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Амбициозные проекты в СССР – обыкновенное дело.