Борьба с ростом цен на автомобили: эффективны ли административные меры и не вернёмся ли мы к советскому дефициту?

В ноябре президент Владимир Путин, отметив резкий скачок стоимости автомобилей в России, поручил правительству принять меры для повышения их доступности и установить контроль за ценообразованием, чтобы предотвратить необоснованное завышение цен. Возникает закономерный вопрос: насколько реализуемы и эффективны будут эти шаги?

Согласно поручению, кабмин должен разработать механизмы, делающие машины более доступными для граждан, и внедрить систему постоянного мониторинга рынка. Однако главная сложность заключается в определении самой границы между «обоснованным» и «необоснованным» ростом цен. Скорее всего, власти попытаются привязать допустимое повышение стоимости к официальным макроэкономическим показателям, таким как уровень инфляции.

Кого можно контролировать, а кого — нет?

Подобный контроль, если он будет введён, в первую очередь затронет официальных участников рынка: автопроизводителей, авторизованных дилеров и «белых» импортёров. Именно их цены легко отследить через статистику продаж. Но как быть с сегментом так называемого «серого» или параллельного импорта, который ранее преподносился как спасение от санкционного давления? Заставить частного импортёра или перекупщика продавать машину по установленной государством цене практически невозможно.

Если же власти решат распространить жёсткое регулирование на весь рынок, установив фиксированные цены через ведомства вроде Росстата, это с высокой вероятностью приведёт к негативным последствиям, хорошо знакомым по советскому опыту.

Уроки истории: к чему ведёт административное ценообразование

В СССР государственные цены на автомобили были низкими, но это порождало хронический дефицит. Купить машину без огромной очереди, «блата» или дополнительных выплат «нужным людям» было нереально. В результате на чёрном рынке тот же автомобиль стоил значительно дороже официальной цены просто за возможность получить его сразу. Автор вспоминает историю родственника, который в 80-х годах был вынужден буквально по частям собирать «Москвич», поскольку не имел связей для покупки целой машины.

Обратите внимание: Прикрывать стекло фольгой бессмысленно. Мой эксперимент развеет миф.

Подобные практики, казалось бы, остались в прошлом, но ещё 7-8 лет назад аналогичная ситуация наблюдалась, например, в Узбекистане. Импортные автомобили были недоступны из-за пошлин, а на популярные местные модели (Lada, UZDaewoo) существовали фиксированные государственные цены. Однако купить машину по этой цене могли лишь избранные, остальным приходилось платить на «чёрном» рынке в полтора раза больше. Лишь с либерализацией экономики рынок насытился, и ситуация изменилась.

Рыночные механизмы vs. административное регулирование

Опыт показывает, что реальное снижение цен приносят не директивы, а рыночные механизмы: устранение дефицита и здоровая конкуренция. Яркий пример — параллельный импорт, который уже привёл к снижению стоимости некоторых премиальных моделей (например, Toyota Land Cruiser 300) на 15-20%, хотя до докризисного уровня цены, конечно, не вернулись.

Скорее всего, реальные меры правительства сведутся к точечному давлению на отечественных производителей (например, чтобы сдержать рост цен на УАЗ «Патриот»), не затрагивая весь рынок. Главная надежда — что страна не вернётся к практике, когда за возможность купить товар приходилось «давать втридорога за знакомство».

Спасибо за чтение. Ждем лайков, дизлайков и комментариев!

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Разве так получится.