АвтоВАЗ, несмотря на статус национального производителя и исторически крупные объёмы производства, столкнулся с серьёзнейшим кризисом. Год 2022 стал для компании переломным, обнажив глубинные проблемы, которые поставили под вопрос её конкурентоспособность не только на мировом, но и на внутреннем рынке.
Кризис и изоляция: коренные причины отставания
Санкционное давление привело к сбоям в производственных цепочках, парализовав выпуск многих моделей. Ситуацию усугубил уход ключевого стратегического партнёра — концерна Renault, который отказался от контрольного пакета акций. Это решение похоронило все совместные проекты и лишило АвтоВАЗ доступа к современным технологиям и платформам. Даже в период сотрудничества с Renault компания не претендовала на значимую роль на международной арене, а теперь эта перспектива и вовсе исчезла. Надежды на быстрое партнёрство с Китаем не оправдываются из-за рисков вторичных санкций. Проект «Москвич», по сути, является лишь локальной сборкой китайских машин, а на создание полноценного собственного автомобиля, даже с использованием готовых комплектующих, уйдут годы. Несмотря на антикризисные заявления руководства, становится очевидным, что тольяттинский гигант безнадёжно отстал от мировых трендов. Более того, даже страны с менее развитой экономикой демонстрируют куда более впечатляющие успехи в создании современных, технологичных автомобилей, оставляя продукцию ВАЗ далеко позади.
Пример для подражания: взлёт вьетнамского автопрома
Ярким контрастом служит пример Вьетнама. Эта страна, которую сложно назвать промышленным гигантом, совершила мощный рывок благодаря национальному бренду VinFast. Компания не просто существует, а активно выходит на глобальный рынок, включая Россию, с серийными новинками.
Первая модель, VinFast VF6, представляет собой компактный кроссовер с футуристичным, стремительным дизайном. Многоуровневая оптика, поджарый кузов и мускулистые арки сочетаются с практичностью — кузов защищён пластиковыми накладками. Автомобиль предлагается с двумя вариантами электродвигателей мощностью 177 или 204 лошадиные силы и передним приводом.
Обратите внимание: Нашли в деревне копейку сошедшую одной из первых с конвеера Тольяттинского АвтоВаза, рассказываю в каком она состоянии сегодня.
Более крупная модель, VinFast VF7, выделяется ещё более смелым дизайном с X-образными световыми элементами спереди и сзади. В салоне доминирует огромный планшет мультимедийной системы, а вместо классической приборной панели используется проекционный дисплей. Этот полноприводный электрокроссовер оснащён двумя моторами суммарной мощностью 354 л.с. Производство этих моделей стартовало в 2023 году, а география продаж включает не только Азию, но и рынки США и Европы.
Турецкий технологический прорыв: бренд TOGG
Ещё один показательный пример — Турция с её национальным электромобильным брендом TOGG. Первая модель компании — кроссовер в сегменте C с колесной базой 2,8 метра. Базовая версия с 200-сильным мотором на задней оси предлагает запас хода до 300 км. Топовая модификация с двумя электродвигателями развивает 400 л.с. и может проехать на одной зарядке до 500 километров. Важным преимуществом является поддержка быстрой зарядки, восполняющей 80% ёмкости батареи всего за полчаса. Дизайн автомобиля сочетает привлекательность с агрессивными, современными чертами.
Эти примеры наглядно демонстрируют, что мировой автопром сделал решительный поворот в сторону электрификации и цифровизации. Развивающиеся страны, делая на этом акцент, создают конкурентоспособные продукты с нуля, в то время как АвтоВАЗ продолжает бороться с наследием прошлой эпохи.
Есть ли будущее у российского автогиганта?
В свете представленных фактов вопрос о перспективах АвтоВАЗа остаётся открытым. Сможет ли компания найти свою нишу в новых реалиях, совершить технологический скачок или её ждёт участь поставщика морально устаревших моделей? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Автоваз проигрывает даже менее развитым странам.

