Хотя по советским улицам в основном колесили «Жигули» и «Волги», иномарки, водителями которых были преимущественно иностранцы, все же встречались, и всегда находились счастливые исключения.
Автомобильная экзотика в мире дефицита
Жители СССР хорошо помнят ограниченный ассортимент товаров, выпускаемых отечественной промышленностью. Особенно ярко это проявлялось в автопроме, где города заполняли однотипные и доступные модели. Однако, вопреки расхожему мнению, уже в 1960-е годы в крупных городах появление автомобилей с иностранными шильдиками не было чем-то из ряда вон выходящим. Местные мальчишки с легкостью читали названия на английском и немецком, а для истинных автолюбителей такая встреча становилась настоящим событием, позволявшим вживую увидеть технические решения, опережавшие советские разработки.
Некоторые энтузиасты даже устраивали своеобразные «фотоохоты» на редкие машины, пополняя личные коллекции снимками. Чаще всего западную технику можно было заприметить у фешенебельных гостиниц и крупных магазинов, таких как «Березка». Среди них встречались как массовые модели — Volkswagen Beetle, Ford, Renault, так и настоящие раритеты вроде Rolls-Royce или американских маслкаров (например, Plymouth Fury 1968 года или Chevrolet Camaro SS 1969).
Кто за рулем? Владельцы западных авто в СССР
Возникает закономерный вопрос: кому в закрытой стране, противостоящей Западу, было дозволено разъезжать на таких машинах? Ответ лежит на поверхности: первоначально это были иностранные дипломаты, журналисты и бизнесмены, работавшие в СССР. Советских граждан нередко поражали надписи «Automatic» на багажниках Mercedes — для многих сама идея автоматической коробки передач казалась фантастикой. Как это возможно — ехать и не переключать рычаг постоянно? Чудо техники, да и только!
Со временем, по мере увеличения количества иномарок в стране, возможность приобрести иностранный автомобиль появилась и у некоторых советских граждан. Часто машины продавались иностранцами, которые не хотели или не могли вывозить их из СССР по окончании командировки.
Обратите внимание: Топ 3 лучших авто которые можно приобрести до 500к руб..
Бывало, что в центре Москвы можно было увидеть роскошный Ford Mustang 1967 года выпуска, принадлежащий уже советскому владельцу. Стоили такие автомобили очень дорого, а все сделки с ними курировало специальное ведомство — УПДК (Управление по делам дипломатического корпуса).От подарков элите до теневого бизнеса
Известно, что раритетные иномарки нередко дарились выдающимся деятелям культуры, спорта и политики в качестве особых знаков внимания. Например, Владимир Высоцкий ездил на бирюзовом Mercedes, а звезды балета Владимир Васильев и Екатерина Максимова — на Citroen. К 1970-м годам, с развитием теневой экономики, состоятельные дельцы («цеховики») уже могли без особых проблем приобрести Mercedes за 25 тысяч рублей — сумму, немыслимую для простого рабочего, но не бьющую по карману успешного бизнесмена.
Прорыв 1990-х: рынок открывается
Все кардинально изменилось в 1990-е годы с распадом СССР и переходом к рыночной экономике. Границы открылись, и в страну хлынул поток подержанных иномарок. С Востока, через Владивосток, начали массово завозить японские Toyota, Nissan и Mitsubishi, многие из которых были с пробегом, а иногда и после аварий. С Запада, в основном из Германии, прибывали немецкие марки. В крупных городах стали появляться первые официальные дилеры.
Интересно, что первой официально проданной в новой России иномаркой в 1991 году стала Mitsubishi Galant. Однако основная масса машин попадала на рынок через вторичный сектор, и их цена редко превышала 100 тысяч рублей. Помимо Galant, огромной популярностью в 90-е пользовался Mercedes E-класса, а также массовые европейские модели, такие как Ford Sierra и Volkswagen Passat.
Эпилог: от запретного плода к обыденности
Подводя итог, можно сказать, что в конце XX века Россия на какое-то время стала рынком сбыта для старых иномарок из-за рубежа. Однако дальнейшее развитие международных отношений и рост экономики значительно расширили автомобильный рынок. Это дало гражданам возможность покупать не только подержанные, но и новые иностранные автомобили, а также способствовало развитию связанного с ними бизнеса, превратив некогда запретную роскошь в часть повседневной жизни.
Не забудьте поставить лайк, если статья была для вас полезной и интересной, а также подписаться на сайт, чтобы не пропустить выход нового полезного материала.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Самые редкие и дорогие иномарки в СССР, которые могли себе позволить только иностранные дипломаты и крупные бизнесмены.
