Почему американские и европейские грузовики такие разные: капот против кабины над двигателем

На фото представлены два ярких представителя разных школ грузового машиностроения: слева — американский Mack Vision 2003 года, справа — российский КАМАЗ 6560. Разницу в их облике заметит даже непрофессионал.

Это не просто вопрос стиля. Американские и евразийские (европейские и российские) седельные тягачи кардинально различаются по своей архитектуре, что напрямую влияет на их эксплуатацию.

Два мира — два дизайна

В Старом Свете и России доминирует капотная, или «бескапотная», компоновка. Передняя часть кабины от лобового стекла до бампера почти вертикальна, напоминая профиль автобуса. Увидеть на европейских дорогах тягач с длинным капотом — большая редкость.

По другую сторону Атлантики, в США, Канаде и Мексике, царствует «американская классика» — грузовик с длинным выступающим капотом, как у старых легковых автомобилей. Европейские модели там тоже представлены, но составляют лишь мизерный процент от общего парка.

Что стоит за этим принципиальным различием в подходах к проектированию? И какой из них можно считать более совершенным?

Тягач в профиль и анфас: что внутри?

Внешний вид — лишь следствие ключевого инженерного решения.

В европейской и российской школе двигатель размещается непосредственно под кабиной водителя. Это делает всю конструкцию предельно компактной, но не оставляет свободного пространства внутри.

Американский подход копирует схему легковушек: двигатель вынесен вперед, в отдельном моторном отсеке под капотом. Это освобождает место под и внутри кабины, но увеличивает габариты машины.

На фото: Volvo VNL 860 2019 — пример современного американского тягача с капотной компоновкой.

Так какое же решение лучше: компактная «европейка» или классический «американец»?

Плюсы и минусы двух концепций

У каждой конструкции есть свои сильные и слабые стороны, обусловленные самой ее сутью.

Американские тягачи (с капотом):

  • Плюсы: Проще в обслуживании — доступ к двигателю осуществляется через капот. Выше пассивная безопасность — при лобовом столкновении капот служит буферной зоной. Несравненно выше уровень комфорта — свободное пространство позволяет обустроить полноценную жилую зону со спальным местом, кухней, системами хранения и развлечений.
  • Минусы: Большая масса и худшая аэродинамика ведут к повышенному расходу топлива. Хуже управляемость и маневренность из-за длинной базы. Обзорность прямо перед кабиной ограничена.

Европейские/российские тягачи (кабина над двигателем):

  • Плюсы: Отличная обзорность и маневренность, что критически важно в городских условиях. Меньшая длина и масса способствуют экономии топлива. Лучшая управляемость на узких дорогах.
  • Минусы: Сложный доступ к двигателю для ремонта. Меньше места в кабине для обустройства быта водителя. При лобовом столкновении у водителя меньше защищенной зоны перед собой.

Обратите внимание: Откуда такие цены. Топ-5 дорогих машин мира.

Но что заставило производителей на разных континентах пойти столь разными путями?

Исторические и географические причины выбора

Развитие конструкций тягачей тесно связано с инфраструктурой и законодательством их регионов.

В Европе с ее узкими, извилистыми улицами исторических городов и ограничениями по общей длине автопоезда (часто не более 16,5 метров) выбор был очевиден. Приоритетами стали компактность, маневренность и экономичность. Длинный капот в таких условиях был бы непозволительной роскошью.

В России, с ее обширными расстояниями и сложными климатическими условиями, также востребованы отличная обзорность и управляемость, которые обеспечивает компактная компоновка, особенно на заснеженных или разбитых дорогах.

В США, с их широкими прямыми хайвеями, большими парковками и менее строгими ограничениями по длине, инженеры могли позволить себе сосредоточиться на других аспектах: безопасности водителя при длительных переездах и максимальном комфорте, превращающем кабину в дом на колесах.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Почему у грузовиков в Америке капоты длинные, а у нас короткие.