Почему брошенные иностранные автозаводы в России оказались бесполезными для отечественного производства

С февраля 2022 года российский автопром столкнулся с серьёзными вызовами. Многие изменения, произошедшие в отрасли, носят скорее негативный характер. Хотя основу всегда составляли отечественные производители вроде АвтоВАЗа и УАЗа, значительную долю рынка и производства занимали заводы иностранных брендов.

Исход иностранных производителей

На территории России работали предприятия таких марок, как Renault, Toyota, Mazda, Hyundai, Volkswagen, Skoda и многих других. Эти компании делали существенные инвестиции в российскую экономику, однако весной 2022 года начался их массовый уход. Это породило закономерный вопрос: почему бы не национализировать оставленные заводы и не начать выпускать на них автомобили, не уступающие прежним иномаркам по качеству? Однако ответ на этот вопрос не так прост, как кажется.

Исторический прецедент и его ограничения

В истории России уже был опыт присвоения технологий. После победы в Великой Отечественной войне советские инженеры смогли освоить автомобильную и мотоциклетную промышленность Германии. Благодаря этому в СССР было налажено серийное производство, например, мотоциклов «Днепр» и «Урал», а также автомобилей АЗЛК/«Москвич». Этот опыт можно считать успешным: технологии и чертежи были получены, а производство воссоздано под отечественными брендами.

Исходя из этого, возникает идея повторить успех сегодня, особенно когда на местах остались готовые производственные линии, оборудование и часть документации.

Современные сложности: пример «Москвича»

Однако в современных реалиях всё гораздо сложнее. Яркий пример — возрождённый завод «Москвич».

Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..

Несмотря на запуск в серийную сборку кроссовера «Москвич-3», это не полностью отечественная разработка. По сути, это китайский JAC S4, который поставляется в виде машинокомплектов для «отвёрточной» сборки. То есть, автомобиль и все ключевые компоненты приходят из Китая, и в ближайшей перспективе эта модель сотрудничества вряд ли изменится.

Ключевая проблема: программное обеспечение

Возникает вопрос: а что же с высокотехнологичными заводами Toyota, Hyundai, Volkswagen? Можно ли на них наладить выпуск прежних моделей, таких как Camry, RAV4, Polo или Rapid? Ответ — нет, это практически невозможно.

Главная проблема заключается не в отсутствии станков или оборудования, которое часто остаётся на местах. Критическим барьером является программное обеспечение (ПО), необходимое для управления сложной роботизированной линией, станками с ЧПУ и всем технологическим циклом. Права на это ПО — интеллектуальная собственность иностранных компаний, и они остаются за ними.

Без этого специализированного софта высокоавтоматизированный завод превращается в бесполезную груду металла. Производить на нём современные автомобили без доступа к исходным кодам и лицензиям невозможно. Таким образом, сама идея национализации таких предприятий теряет смысл, так как они не могут функционировать.

Перспективы с новыми партнёрами

Альтернативой может стать приход новых партнёров, например, китайских компаний. Они могут установить своё оборудование и предоставить своё программное обеспечение. Однако и здесь сохраняется риск зависимости: в случае ухода партнёр может забрать или отключить критически важный софт, снова парализовав производство.

Ваше мнение?

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Почему брошенные иностранные автозаводы бесполезны.