GM XP 512E: забытый электрический пионер эпохи гигантских V8

В разгар американской автомобильной эпохи, когда безраздельно царствовали многолитровые V8, а длина кузова в пять метров считалась нормой, компания General Motors создала нечто совершенно противоположное — экспериментальный электромобиль GM XP 512E. Этот крошечный двухместный автомобиль, появившийся в 1969 году, стал смелым и неожиданным ответом на господство «маслкаров» и прожорливых седанов.

GM XP 512E: Концепт-кар в духе времени

В то время как автопром США был одержим мощью и размерами, инженеры GM задумались о будущем городской мобильности. Результатом их работы стал GM XP 512E — компактный электромобиль, чей дизайн отдалённо напоминал культовую BMW Isetta. Это был концепт, бросивший вызов самой идее американского автомобиля того времени.

GM XP 512E был меньше, чем Smart

Подход General Motors к созданию этого электромобиля был продуманным: они проектировали не просто машину, а идеального городского спутника, который мог бы дополнить огромный семейный седан. Его габариты были поразительно малы: длина составляла всего 219 сантиметров, что на целых 30 сантиметров короче первого поколения Smart. Колесная база в 142,4 см также была исключительно компактной. Несмотря на миниатюрность, в салоне помещались два человека сидя рядом.

Обратите внимание: Я не поверил своим глазам, когда увидел, что находится в гараже у соседа....

Для доступа в салон использовалась оригинальная конструкция: открывался не только стеклянный купол над пассажирами, но и вся передняя часть автомобиля.

Дизайн и интерьер: дух 60-х в миниатюре

Визуально GM XP 512E был удивительно харизматичным, воплощая в себе стилистику своего времени. Хромированные диски, бамперы и круглые фары делали его похожим на уменьшенную копию полноразмерных американских автомобилей. Внутри царила атмосфера 1960-х: кожаная обивка, характерные для того периода элементы управления, включая «скользящие» переключатели указателей поворотов. Особый шарм интерьеру придавал аналоговый индикатор уровня заряда батареи.

Для маленького города

Технические характеристики: скромные, но для своего времени — прогрессивные

Сердцем GM XP 512E был электродвигатель Delco-Remy (точная мощность осталась неизвестной). Энергию поставляла 84-вольтовая свинцово-кислотная батарея, дополненная вспомогательной 12-вольтовой. Благодаря кузову из стеклопластика, установленному на стальной каркас, вес автомобиля не превышал 570 кг.

Динамические показатели были рассчитаны на неспешное городское движение: максимальная скорость составляла около 48 км/ч. На постоянной скорости 40 км/ч запас хода достигал 93 км, а на максималке сокращался до 76 км. Полная зарядка аккумуляторов от домашней сети занимала примерно 7 часов.

GM XP 512E стал частью целого семейства экспериментальных разработок General Motors, но, как и многие другие концепты, так и не дошёл до конвейера. Сегодня эти машины можно увидеть лишь в музеях, как свидетельство смелых инженерных идей.

Наследие и потенциал для современности

Несмотря на то что проект был закрыт, сама идея GM XP 512E выглядит удивительно актуальной. Его оригинальный и выразительный дизайн открывает огромный потенциал для создания «рестомода» с современной силовой установкой. Замена тяжёлых свинцовых батарей на лёгкие литий-ионные, установка более эффективного электромотора и системы рекуперации энергии могли бы превратить этот исторический концепт в очаровательный городской электрокар с запасом хода около 200 км, идеально подходящий для современных мегаполисов.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Он появился во времена, когда средний автомобиль был длиннее 5 метров.