Периодически возникает непреодолимое желание приобрести автомобиль из эпохи СССР. Вчера это чувство вновь нахлынуло на меня. Первой, конечно, пришла в голову грандиозная идея о ЗИЛ-131 с кузовом КУНГ, но трезвая оценка реальности — а именно три парковочных места во дворе и вероятное негодование соседей — быстро охладила этот пыл.
Однако мысль о более компактном «совете» не отпускала. В прошлый раз подобные поиски завершились покупкой «тройки» — ВАЗ-2103. На сей раз объектом вожделения стал ГАЗ-24 самой первой серии, с его узнаваемым хромированным изобилием и особыми дверными ручками. Нашелся один экземпляр, но при осмотре выяснилось, что машина основательно сгнила, несмотря на заверения продавца в её «идеальном» состоянии.
Я не удержался от вопроса: «Неужели нельзя было сразу честно сказать про состояние кузова? Не самое приятное занятие — зря тратить время на осмотр такой „красоты“». В ответ же прозвучала ставшая уже классической фраза: «Так это же Волга, машина с душой! Не то что ваши бездушные иномарки!».
Что скрывается за понятием «душа»?
Это заявление вызвало у меня лишь улыбку. Действительно, среди владельцев отечественного автопрома часто можно услышать пафосные речи о «последних настоящих автомобилях», наполненных душой и характером. Но возникает резонный вопрос: о какой любви и душе может идти речь, если речь идет о ржавом, дымящем и дребезжащем «корче»? Сразу оговорюсь: я не испытываю ненависти к советским машинам. Мне искренне нравятся ухоженные Волги, элегантные «Москвичи-408» и добротные «Москвичи-2140».
Если по дороге едет советский автомобиль в безупречном или просто очень ухоженном состоянии — будь то даже «Запорожец», — то с ним всё ясно. За ним стоит труд, забота и настоящая страсть владельца. Вот здесь душа, безусловно, присутствует.
Но что же имеют в виду владельцы развалюх, говоря о «душе»? Давайте отбросим в сторону тщательно отреставрированные экземпляры и посмотрим на массовый сегмент — дешевые, проржавевшие автомобили с сомнительной технической исправностью.
«Сердце» и «тело» отечественного автопрома
Говорят, душа — это то, что внутри. Главное внутри автомобиля — двигатель, его «сердце».
Обратите внимание: Легендарные советские автомобили: на чём ездили в СССР.
Но у многих старых отечественных машин это «сердце» изношено, привыкло к бесконечным починкам и капризам. Ремонтировать его, конечно, проще и дешевле, чем у иномарки, но удовольствия от вождения такой машины, прямо скажем, немного.«Тело» — кузов — давно стало притчей во языцех. Тонкий металл, отсутствие антикоррозийной обработки, оцинковка в массовом производстве появилась лишь недавно. Да, некоторые иномарки тоже гниют, но по скорости превращения в труху с продукцией советского и постсоветского автопрома мало кто может сравниться. Любопытно, что до середины 80-х годов качество металла в СССР было заметно выше.
Отдельная тема — коробки передач. Пока не было с чем сравнивать, они казались нормой. Но после знакомства с иностранными аналогами стало ясно, что многие отечественные КПП с завода работали на грани возможного.
Дизайн, надежность и экономия на запчастях
С дизайном до середины 80-х годов дела обстояли неплохо. Те же «Жигули» первых моделей для своего времени были вполне современными и симпатичными автомобилями. Конечно, сейчас есть новые модели, но речь сейчас не о них.
Меня искренне огорчает миф о том, что «все иномарки ломаются», а наш автопром — эталон надежности. Любая машина, даже самая продвинутая, будет ломаться, если за ней не ухаживать или использовать некачественные запчасти. Без должного обслуживания нельзя требовать безотказной работы ни от одной техники.
Часто звучит контраргумент: «ВАЗ можно отремонтировать за копейки!». На это есть ответ: качество многих современных запчастей для отечественных автомобилей, увы, оставляет желать лучшего. Можно купить дорогие амортизаторы на иномарку, которые отходят долго, а можно — дешевые на ВАЗ, которые быстро выйдут из строя. Частая «экономия» на деталях приводит к постоянным ремонтам, что в итоге выливается в большие траты и нервы.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Размышление про советские авто - с душой или нет.

