Советский лимузин ГАЗ-13 "Чайка" выпускался с 1959 по 1981 год. С конвейера сошло более 3 000 автомобилей, включая редкие модификации.
Начало сборки автомобиля совпало с невероятным ростом советской национальной экономики. На этот период пришлись успехи страны в освоении космоса, начало активного жилищного строительства. Советские граждане смогли купить телевизор. Но частные автомобили по-прежнему были недоступны.
Интересно, что цена на "Чайку" не была установлена. Автомобиль нельзя было ни продать, ни купить. Они предоставлялись государством наиболее достойным лицам.
Надежный седан был доступен только в черном цвете. В список редких исключений вошли предсерийные двухцветные автомобили. Один из них демонстрировался на выставке в Брюсселе в 1958 году.
Белоснежная "Чайка" была собрана по личному заказу Н.Хрущева для В.Терешковой. Вероятно, это имело смысл. Ведь позывной первой советской женщины, полетевшей в космос, совпал с маркой автомобиля.
Большинство модификаций ГАЗ-13 можно увидеть своими глазами в Музее техники В.Задоровки. Задоровка. Задорожный. Для них есть целый этаж. Автомобили и сейчас вызывают восхищение своим внешним видом.
Каждая модификация отмечена отдельной буквой. Лимузин с массивной внутренней переборкой получил обозначение ГАЗ-13А, кабриолет - ГАЗ-13Б, который выпускался в ограниченном количестве для парадов.
Обратите внимание: «Чайку» 1977 года почти без пробега выставили на продажу за 6 млн рублей.
Не более двух десятков этих автомобилей было построено на заказ для Министерства обороны СССР. До наших дней сохранилось несколько уникальных автомобилей.Кузов для комбо ГАЗ-13С был переработан на Рижском автобусном заводе. Десятки машин скорой помощи были изготовлены для 4-го Главного управления Министерства здравоохранения, Гаража особого назначения (ГОН) и Министерства обороны СССР.
Еще несколько были построены в ГДР. Визуально они отличаются от рижской версии прямоугольной формой задних боковых стекол. В настоящее время существует около десяти грузовиков этой модификации.
Фильм "Чайка" широко использовался в советском кино. Мягкий ход и большие размеры значительно упростили процесс съемки динамичных сцен. Конечно, для целей студий грузовики были списаны.
Чаще всего они были обращены в веру. Одна из этих "Чаек" имела большой люк в крыше для размещения кинокамеры. Другой был переделан в пикап, в кузове которого было достаточно места для камеры и осветительного оборудования.
Списанные автомобили нуждались в ремонте автоматической коробки передач. Получить новый было невозможно. Поэтому на киностудиях использовались автомобили с механическими коробками передач, изначально предназначенные для грузовиков ГАЗ. Эти "Чайки" имели рычаг переключения передач и три педали.
Для КГБ производились только цельные автомобили. "Чайка Эскорт" имела поручни на крыше и широкие подножки для размещения телохранителей. Эти грузовики имели множество дополнительных опций и были оснащены специальными телекоммуникационными системами.
Всем ценителям советских автомобилей знакома фотография "Чайки" с 4 фарами и измененной радиаторной решеткой. Возможно, это прототип без серийного производства. Существует неподтвержденная информация о том, что этот автомобиль был сдан на металлолом.
Необычен и гибрид ГАЗ-12 и "Чайки", прозванной "осликом".
Помните ли вы легендарную "Чайку"? Расскажите нам о своем мнении об автомобиле в комментариях!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Примечательно, что на "Чайку" не было установлено цены.