Легендарный советский лимузин ГАЗ-13 «Чайка» производился Горьковским автозаводом с 1959 по 1981 год. За это время было выпущено чуть более 3000 экземпляров, включая целый ряд редких и специализированных версий, каждая из которых имеет свою уникальную историю.
Символ эпохи, недоступный для покупки
Появление «Чайки» на дорогах СССР совпало с периодом экономического подъема и великих свершений, таких как покорение космоса и масштабное жилищное строительство. Хотя жизнь обычных граждан постепенно улучшалась, и телевизоры стали появляться в домах, личный автомобиль, особенно такого класса, оставался несбыточной мечтой для большинства. «Чайка» была не просто машиной — это был символ статуса и принадлежности к советской элите.
Принципиально важный факт: у автомобиля ГАЗ-13 никогда не было официальной розничной цены. Его нельзя было ни купить в магазине, ни продать с рук. Эти лимузины не были товаром в обычном понимании; они выделялись государством в качестве служебного транспорта для высших партийных деятелей, видных ученых, героев труда и других лиц, особо отмеченных властью.
Цвет, эксклюзив и музейная коллекция
Серийные «Чайки» сходили с конвейера исключительно в черном цвете, что подчеркивало их официальный и строгий характер. Однако существовали и исключения. Например, двухцветный предсерийный образец, представленный на международной выставке в Брюсселе в 1958 году. А для первой женщины-космонавта Валентины Терешковой по личному распоряжению Никиты Хрущева был изготовлен уникальный белый экземпляр. Этот символический жест был особенно уместен, ведь позывной Терешковой в космосе был именно «Чайка».
Сегодня полюбоваться разнообразием модельного ряда этого автомобиля можно в Музее техники Вадима Задорожного. Для коллекции «Чаек» там отведен целый этаж, и даже спустя десятилетия эти машины поражают своим монументальным и элегантным дизайном.
Алфавит специальных версий
Различные модификации «Чайки» маркировались отдельными буквами. Так, лимузин с усиленной внутренней перегородкой (для перевозки высокопоставленных пассажиров) получил индекс ГАЗ-13А. Парадный кабриолет ГАЗ-13Б выпускался крайне ограниченной серией, всего около двух десятков машин, и предназначался в основном для Министерства обороны.
Обратите внимание: «Чайку» 1977 года почти без пробега выставили на продажу за 6 млн рублей.
Существовали и сугубо утилитарные версии. На базе шасси «Чайки» на Рижском автобусном заводе создавали кузова для автомобилей скорой помощи (ГАЗ-13С). Десятки таких машин работали в ведомственных гаражах Минздрава и Министерства обороны. Часть машин скорой помощи была собрана в ГДР, и их можно отличить по прямоугольной форме задних боковых окон.
«Чайка» в кино и спецслужбах
Плавность хода и просторный салон сделали ГАЗ-13 любимцем советских кинематографистов. Списанные со службы машины активно переоборудовали для съемок: в одной прорезали люк в крыше для операторской камеры, другую превратили в пикап для перевозки съемочного оборудования.
Поскольку ремонт сложной автоматической коробки передач (АКПП) был проблемой, на киностудиях часто использовали «Чаек», на которые устанавливали более надежную механическую коробку от грузовиков ГАЗ. Такие машины внешне почти не отличались, но внутри у них был привычный рычаг КПП и три педали.
Для нужд КГБ выпускалась специальная версия сопровождения. Эти автомобили оснащались поручнями на крыше и широкими подножками для телохранителей, а также самым современным на тот момент спецсвязным оборудованием.
Прототипы и курьезы
В истории «Чайки» есть и загадочные страницы. Коллекционерам известны фотографии прототипа с четырьмя фарами и измененной решеткой радиатора, который так и не пошел в серию. Существует и причудливый гибрид, собранный из кузова «Чайки» и агрегатов более раннего ГАЗ-12, получивший в народе прозвище «ослик».
Помните ли вы эту величественную советскую машину? Делитесь своими воспоминаниями и впечатлениями о легендарной «Чайке» в комментариях!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Примечательно, что на "Чайку" не было установлено цены.
