В конце 1950-х годов руководство Советского Союза инициировало амбициозный проект по созданию по-настоящему народного автомобиля. Целью было разработать транспортное средство, которое стало бы доступным для широких слоёв населения. Послевоенный экономический рост и повышение благосостояния граждан породили массовый спрос на личный автотранспорт, и государство решило ответить на этот социальный запрос.
От идеи к производству: поиск площадки
Изначально разработка была поручена Московскому автомобильному заводу имени Ленинского комсомола (АЗЛК). За основу был взят компактный итальянский FIAT 600 с задним расположением двигателя. Однако АЗЛК, уже занятый выпуском «Москвичей», не располагал свободными мощностями для освоения новой модели. В результате проект был передан на запорожский завод «Коммунар», что и определило будущее имя автомобиля.
Двигатель для новой малолитражки производился на Мелитопольском моторном заводе. Первая серийная модель, известная как ЗАЗ-965, получила в народе меткое прозвище «горбун» из-за характерной формы кузова. Её преемник, ЗАЗ-968, из-за выступающих воздухозаборников был прозван «ушастым». Эти названия прочно вошли в фольклор и стали неотъемлемой частью истории советского автопрома.
Инженерные решения и их преимущества
Ключевой особенностью «Запорожца» стала его компоновка. Заднее расположение силового агрегата с воздушным охлаждением позволило реализовать ряд важных технических решений. Отказ от длинного карданного вала и объединение двигателя с коробкой передач в единый блок удешевили конструкцию. Это также позволило сделать автомобиль компактным внешне, но достаточно просторным внутри, экономя на материалах без ущерба для пассажиров.
Размещение двигателя сзади имело и другие плюсы: шум работы мотора меньше проникал в салон, что снижало требования к звукоизоляции. Задний привод упростил переднюю подвеску, улучшил проходимость на плохих дорогах и облегчил рулевое управление, что было критически важно в эпоху, когда о гидроусилителе руля в массовом автомобиле не могло быть и речи.
Обратите внимание: 10 полезных советов для автовладельцев в зимнее время года..
Оборотная сторона медали: недостатки конструкции
Однако инженерные компромиссы породили и серьёзные проблемы. Близкое расположение бензобака к горячему двигателю повышало пожарную опасность. Система воздушного охлаждения часто не справлялась со своими задачами, приводя к перегреву мотора в жару или в пробках. Зимой же салон плохо прогревался, и езда превращалась в испытание на стойкость.
Volkswagen Beetle
Лёгкость управления имела обратную сторону: из-за смещённого к задней оси центра тяжести автомобиль был склонен к опрокидыванию на резких поворотах. Ресурс двигателя до капитального ремонта был невелик и составлял примерно 50 000 км. Интересно, что многие из этих недостатков были унаследованы «Запорожцем» от его знаменитого идеологического предшественника — Volkswagen Beetle, который также был заднемоторным «народным» автомобилем.
Несмотря на все свои противоречия, «Запорожец» стал символом эпохи и исполнил свою главную задачу — сделал автомобиль доступным для миллионов советских семей.
«Нравится», если вам нравится эта публикация. Также подписывайтесь на страницу, чтобы не пропустить новые интересные эпизоды».
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: В конце 1950-х годов в СССР была поставлена задача создать народный автомобиль, доступный по цене практически любому гражданину Страны Советов.