В автомобильной отрасли и среди экспертов давно ведутся дискуссии о будущем европейского автопрома в условиях нарастающего дефицита энергоресурсов. Сложившаяся ситуация заставляет производителей принимать непростые, но стратегически важные решения.
Первые сигналы: переезд BMW как симптом системных проблем
Ярким примером новой реальности стал перенос компанией BMW части производства электромобилей из Великобритании в Китай. Этот шаг можно рассматривать не как единичный случай, а как первый признак масштабной тенденции — потенциального исхода автопроизводств из Европы в регионы с более стабильной экономической и энергетической обстановкой.
Фото: globallookpress.com
Автомобилестроение — это высокомаржинальный, но крайне ресурсоемкий бизнес. Для запуска конвейера недостаточно инвестиций и квалифицированных кадров. Ключевыми факторами становятся бесперебойные поставки комплектующих, отлаженная логистика и, что особенно важно в текущих условиях, доступ к огромным объемам электроэнергии. Именно с этим в Европе сейчас возникают серьезные трудности.
Энергетический коллапс в ключевых странах ЕС
Великобритания столкнулась в этом году с целым рядом кризисов, включая резкий рост тарифов на электроэнергию, что вызвало волну недовольства среди населения. Государство вынуждено субсидировать платежи, чтобы сдержать социальное напряжение, однако поддержка промышленных гигантов в таких условиях становится непосильной ношей.
Франция, традиционный экспортер электроэнергии, также испытывает проблемы. Значительная часть атомных реакторов, не затронутых «зеленой» повесткой, требует модернизации или ремонта из-за физического износа. Это ставит под вопрос стабильность энергоснабжения для промышленности.
Германия, несмотря на выделение 200 миллиардов евро на смягчение последствий газового кризиса, не смогла кардинально улучшить ситуацию. Высокие цены на энергоносители остаются тяжелым бременем для производителей.
Решение BMW о переносе производства электрических минивэнов в Китай, о котором сообщает The Times, выглядит логичным ответом на эти вызовы.
Обратите внимание: Из-за этих минусов Лады Весты, мне стало стыдно за наш автопром. Почему Веста это хлам, который не стоит покупать?.
Аналитики полагают, что это лишь начало цепной реакции, которая вскоре может охватить весь континент. Экономическая целесообразность становится главным аргументом в выборе места для новых заводов.Эффект домино для смежных отраслей
Кризис затрагивает не только конечных автопроизводителей. Компании, выпускающие комплектующие — от лампочек и аккумуляторов до шин, — также находятся под ударом. Их производство требует промышленных объемов энергии, доступ к которой становится все дороже и ненадежнее.
Разрыв даже одного звена в сложной цепочке поставок может привести к остановке конвейера, что чревато колоссальными убытками. Многие предприятия, истощенные пандемией, не имеют достаточного финансового «буфера», чтобы пережить новый кризис. Государственная поддержка не может охватить всех, а поиск новых поставщиков и перестройка логистических цепочек — это процесс, занимающий годы.
Как метко отмечал в своем романе «Колесо» Артур Хейли, даже незначительный рост стоимости одного компонента многократно увеличивает цену готового автомобиля.
Конвейер BMW
Этот феномен, известный как промышленная инфляция, по некоторым оценкам, в Европе уже превышает 30%. В таких условиях производство автомобилей на континенте становится экономически невыгодным. Конечная продукция будет слишком дорогой для потребителя, который сам вынужден экономить на базовых расходах, включая коммунальные платежи.
Стратегический выбор: куда движется автопром?
Автомобильный бизнес строится на долгосрочном планировании с горизонтом в 5-10 лет. Владельцы и акционеры компаний, оценивая перспективы, приходят к очевидному, хотя и болезненному выводу: будущее — за переносом мощностей в регионы с более доступной энергией, стабильной экономикой и растущими рынками. В фокусе внимания — США, Китай и, как ни парадоксально, Россия, обладающая значительными энергоресурсами.
Пока мы наблюдаем обратный процесс — уход брендов с российского рынка, — но его причина лежит исключительно в плоскости санкционной политики. В долгосрочной перспективе логика成本 (издержек) и прибыли может перевесить.
Возвращение или размещение новых производств в энергообеспеченных регионах, включая Россию, — вопрос времени и изменения геополитической конъюнктуры. Несмотря на высокие первоначальные затраты и репутационные риски, у крупного бизнеса просто нет иного выбора, кроме адаптации. Альтернатива в виде стагнации и банкротства неприемлема.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Как меняется западный автопром в свете дефицита энергии.