История первого серийного авто СССР

Совсем скоро мы будем отмечать день рождения первого отечественного автомобиля представительского класса. Почти 86 лет назад, 3 ноября 1936 года, с конвейера сошел легендарный ЗИС-101, или советский "Бьюик".

Всем известно, что Ленин предпочитал иностранные автомобили и с удовольствием ездил, например, на Rolls-Royce Silver Ghost 1914 г. Однако Сталин взялся за восстановление отечественного производства и даже заказал несколько автомобилей, известных как "Л1", прототипом которых стал американский Buick 32-90. Это было в 1933 году на заводе "Красный путиловец".

От «Ленинграда» к легендарному «ЗИС»

Позже модернизация этих моделей была передана Московскому автомобильному заводу имени Сталина (ЗИС). Сталин (ЗИС). Для этого в производство была запущена вся необходимая документация для нового американского Buick той же 90-й серии.

Но 101-й взял от американского прототипа только дизайн. Но тело к тому времени уже не соответствовало новой моде и нуждалось в серьезных модификациях. Над ним работали американцы из известной компании Budd.

Первые фотографии этого прототипа появились в журнале Behind the Wheel в 1934 году. Общественности была представлена версия ZIS в виде седана. Однако в производство автомобиль пошел со значительными изменениями и в форме лимузина. Такое несоответствие.

«ЗИС»-такси

Уже в 1936 году в Москве был открыт первый таксопарк с новыми грузовиками ЗИС. В основном они курсировали по длинным маршрутам от железнодорожного вокзала и аэропорта. Возможно, для того, чтобы новинка понравилась большему числу пассажиров. Тем более что он поражал не только своим внешним видом - впервые в нем появилось отопление и радио.

В том же году была представлена "люксовая" модификация с телефоном, но она так и осталась единичным экземпляром.

Обратите внимание: История компании TESLA.

Гораздо больше повезло "фаэтону" с открытым верхом - ZIS 102 - их было выпущено более десятка. Последние модели были оснащены ветровыми стеклами.

Существует мнение, что ЗИС был полностью металлическим. Но это было не так. Отформованные детали были прикреплены к раме из букового дерева, и это решение было включено в следующую модификацию.

Кстати, деревянная рама требовала точной подгонки деталей, что было невозможно при массовом производстве. В результате автомобиль дребезжал и скрипел и поэтому был непригоден для перевозки высших руководителей государства. Это, помимо прочего, послужило причиной его массового продвижения в качестве такси. "ЗИС-101" также был вручен провинциальным комитетам, чиновникам среднего и низшего звена, артистам, писателям и ведущим ученым.

"ЗИС"-101 продолжал перевозить пассажиров и после войны. От него было мало пользы для фронта, и флот остался практически нетронутым.

От правительственной версии он отличался только цветом. Автомобили представительского класса были черными, а парк такси - синими, желтыми и голубыми.

Модернизация

Но не только деревянный кузов вызывал сомнения. Автомобиль был полон недостатков и недоработок - от пластиковых тормозных колодок до огромного расхода топлива (около 30 литров на 100 км).

В 1940 году была создана специальная комиссия для анализа этих проблем. Его заключение привело к глубокой модернизации, и на свет появился "ЗИС'-101А", все тот же деревянный корпус, но с новым карбюратором и 116-литровым двигателем. Автомобиль поступил в производство в августе 1940 года и выпускался до июля 1941 года.

Бренд

"ZIS" стал настоящим испытательным полигоном для автопроизводителя. Он может похвастаться спортивной версией, моделью с бронированными стеклами и модификацией для машины скорой помощи.

В мае 1941 года начались испытания новой модели "ZIS"-101B. Работы были остановлены только в октябре, когда немцы были уже близко к Москве. После войны новые "ЗИС"-110 начали появляться на улицах в 1947 году, но уже тогда у них был серьезный конкурент - более доступная, дешевая и надежная "Победа" (ГАЗ-20).

"Победа".

К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра L1, Sport или Phaeton. Но сохранившиеся 101 модель можно увидеть в музеях и на выставках ретро-автомобилей.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: История первого серийного авто СССР.