В ноябре 2022 года исполнилось 86 лет с момента выхода первого отечественного автомобиля представительского класса. 3 ноября 1936 года с конвейера сошла легендарная модель ЗИС-101, которую часто называли советским «Бьюиком».
Известно, что Владимир Ленин отдавал предпочтение иностранным маркам, таким как Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года. Однако Иосиф Сталин взял курс на развитие отечественного автопрома. В 1933 году на заводе «Красный путиловец» по его заказу были созданы первые опытные образцы «Л1», прототипом для которых послужил американский Buick 32-90.
От прототипа к серийному производству
Дальнейшая разработка и модернизация модели были переданы Московскому автомобильному заводу имени Сталина (ЗИС). Для этого на предприятие доставили полный комплект технической документации на новую американскую модель Buick той же 90-й серии.
Однако ЗИС-101 позаимствовал у своего заокеанского предшественника в основном внешний облик. Кузов к тому времени уже устарел и требовал серьёзной доработки. Этой работой занимались специалисты известной американской компании Budd.
Первые фотографии прототипа появились в журнале «За рулём» в 1934 году. Общественности представили версию ЗИСа в кузове седан. Однако в серийное производство автомобиль пошёл в виде лимузина, что стало заметным отличием от первоначального проекта.
ЗИС на службе у города: рождение такси
Уже в 1936 году в Москве открылся первый таксопарк, укомплектованный новыми ЗИСами. Машины в основном работали на длинных маршрутах — от вокзалов и аэропортов. Возможно, это было сделано для того, чтобы как можно больше людей смогло оценить новинку. Автомобиль впечатлял не только своим видом — впервые в нём появились система отопления и радиоприёмник.
В том же году была представлена «люксовая» модификация с телефоном, но она так и осталась единичным экземпляром.
Обратите внимание: История компании TESLA.
Гораздо больше повезло фаэтону с открытым верхом — ЗИС-102. Их выпустили более десятка, а последние экземпляры получили ветровые стёкла.Особенности конструкции и сфера применения
Бытует мнение, что ЗИС был полностью металлическим. На самом деле это не так. Штампованные металлические панели крепились на раму, собранную из букового дерева. Это конструктивное решение перешло и в последующие модификации.
Деревянная рама требовала ювелирной точности при сборке, что было сложно обеспечить в условиях массового производства. В результате автомобили со временем начинали дребезжать и скрипеть, что делало их непригодными для перевозки высшего руководства страны. Это, среди прочего, и стало причиной их массового перевода в таксопарки. ЗИС-101 также распределяли среди provincialных комитетов, чиновников среднего звена, артистов, писателей и ведущих учёных.
ЗИС-101 продолжал возить пассажиров и после войны. Для фронта от него было мало пользы, поэтому парк такси остался практически нетронутым.
От правительственных машин такси отличались в основном цветом. Автомобили для представительских целей были чёрными, а такси — синими, жёлтыми и голубыми.
Путь модернизации и наследие
Проблемы создавал не только деревянный каркас кузова. Автомобиль страдал от множества недостатков — от пластиковых тормозных колодок до чрезмерного расхода топлива (около 30 литров на 100 км).
В 1940 году для анализа этих проблем была создана специальная комиссия. Её выводы привели к глубокой модернизации, и на свет появился ЗИС-101А. Он сохранил деревянный каркас, но получил новый карбюратор и двигатель объёмом 116 литров. Производство этой модели началось в августе 1940 года и продолжалось до июля 1941 года.
ЗИС стал настоящей экспериментальной площадкой для советского автопрома. На его базе создавали спортивную версию, модель с бронированными стёклами и даже модификацию для скорой помощи.
В мае 1941 года начались испытания новой модели ЗИС-101Б. Работы остановили только в октябре, когда немецкие войска подошли близко к Москве. После войны, в 1947 году, на улицах появились новые ЗИС-110, но у них уже был серьёзный конкурент — более доступная, экономичная и надёжная «Победа» (ГАЗ-20).
К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра «Л1», спортивной версии или фаэтона. Однако уцелевшие ЗИС-101 можно увидеть в музеях и на выставках ретро-автомобилей.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: История первого серийного авто СССР.
