Эта яркая и эмоциональная традиция, знакомая каждому фанату автоспорта, имеет богатую и порой случайную историю. Давайте проследим, как скромное праздничное питье превратилось в масштабный «душ из шампанского».
Истоки союза шампанского и скорости
Связь шампанского с автоспортом насчитывает более века. Еще в 1906 году победитель первого Гран-при «24 часа Ле-Мана» Ференц Жиж (Ferenc Szisz) отметил свою победу, отпив шампанского прямо на финише. В те времена никаких ограничений по алкоголю для гонщиков не существовало, и игристый напиток мог сопровождать их даже во время гонки.
Официально на подиум «Формулы-1» шампанское попало в 1950 году на Гран-при Франции. Гонка проходила в регионе Шампань, и победителю, легендарному Хуану-Мануэлю Фанхио, вручили бутылку Moët & Chandon — дань уважения местным традициям.
Хуан-Мануэль Фанхио
Случайность, которая стала традицией
Долгое время победители просто отпивали из бутылки. Все изменил жаркий день 1966 года на «24 часа Ле-Мана». Пробка от шампанского, которое несколько часов простояло на солнце, неожиданно вылетела из бутылки, врученной пилоту Йо Зифферту (Jo Siffert), окатив всех вокруг пеной. Этот забавный инцидент так всем запомнился, что уже в следующем году американец Дэн Герни (Dan Gurney) намеренно встряхнул бутылку перед тем, как открыть ее, создав первый в истории преднамеренный «фонтана» на подиуме.
Йо Зифферт
Дэн Герни
Три литра для непьющего чемпиона
В «Формулу-1» традиция обливания пришла чуть позже и тоже благодаря стечению обстоятельств. В 1969 году спонсоры вручили победителю Гран-при, шотландцу Джеки Стюарту (Jackie Stewart), огромную трехлитровую бутылку шампанского. Проблема была в том, что Стюарт принципиально не употреблял алкоголь. Не желая портить праздник, находчивый гонщик решил «разделить» напиток с коллегами и зрителями, устроив им шипучий душ. Так родилась одна из самых зрелищных традиций королевских гонок.
Джеки Стюарт
Эволюция пенного напитка на подиуме
Бренды шампанского на подиуме менялись, как и команды в чемпионате.
- Moët & Chandon был официальным спонсором до 1999 года, а в 2014 даже выпустил лимитированную серию в честь Айртона Сенны.
- Mumm (2000-2015): Этикетки на бутылках клеили вручную и в двух местах, чтобы бренд был виден с любого ракурса телекамер.
- Chandon (2016): После окончания контракта с Mumm на подиуме появилось игристое вино (не шампанское, так как производилось не в одноименном регионе) от спонсора команды McLaren.
- Carbon (2017 — н.в.): Современный этап. Бренд был выбран не случайно — его бутылки сделаны из углеродного волокна (карбона), ключевого материала в конструкции болидов. Бутылки для призеров различаются по цвету: золото, серебро и бронза, а их стоимость достигает $3000.
На этом фото хорошо видно, как клеили этикетки Mumm
Шампанское CARBON
Особые случаи и правила
Традиция адаптируется под местные обычаи и обстоятельства:
- В странах Ближнего Востока (Абу-Даби, Бахрейн, Саудовская Аравия) из уважения к исламским традициям используют специальный безалкогольный пенный напиток.
- Церемония отменяется или проходит сдержанно, если на трассе произошла серьезная авария.
- Пилоты стараются не направлять струю в лицо грид-герл или других не готовых к этому людей, чтобы не повторять конфуз Льюиса Хэмилтона 2015 года.
Конфуз Льюиса Хэмилтона
Бонусные традиции: музыка и «шоу-даун»
Во время обливания часто звучит «Тореадор» из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Фанаты нашли в этом скрытый смысл: «Car-men» можно перевести как «автомобиль-мужчины».
А в 2016 году Даниэль Риккардо добавил еще одну экстравагантную деталь — он начал пить шампанское из своего гоночного ботинка, утверждая, что так оно вкуснее. Этот ритуал также подхватили другие гонщики.
Даниэль Риккардо пил шампанское из ботинка
Традиция живет и развивается
От детских картинговых соревнований, где победителей обливают газировкой, до высшей лиги «Формулы-1» — традиция празднования победы пенным «душем» объединяет все поколения автогонщиков. Это не просто ритуал, а символ радости, триумфа и единения команды, который продолжает развиваться, обрастая новыми историями и деталями.
Первый подиум Ярослава в классе Д3-250 (2 место) в 2020 году
Обратите внимание: История компании TESLA.
Подпишитесь на канал! Пишите ваши вопросы, на которые вам интересны ответы. #автоспорт #традицияполиватьсяшампанским #награждениеавтоспорт #ярославгреков #формула-1
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: История традиции обливаться Шампанским на подиуме в Автоспорте.