Кризис автокредитования: кто окажется в зоне риска помимо банков

Эксперты Frank RG прогнозируют, что в 2022 году рынок автокредитования в России может сократиться на 20–50%. Основными причинами такого спада аналитики называют острый дефицит автомобилей на рынке, значительный рост процентных ставок по кредитам и снижение реальных доходов населения.

Рис 1. Прогноз падения рынка автокредитования в 2022 году, источник: frankrg.com

Главные пострадавшие: анализ кредитных портфелей банков

Чтобы оценить масштабы потенциального ущерба, был проведен анализ кредитных портфелей четырех крупнейших публичных банков РФ по итогам 2021 года.

Доля кредитов физическим лицам в общем портфеле выглядит следующим образом:

  • Сбербанк (SBER) — 40%;
  • ВТБ (VTBR) — 39%;
  • Банк «Санкт-Петербург» (BSPB) — 26,5%;
  • Тинькофф Банк (TCS) — основная деятельность сосредоточена на обслуживании физлиц.

Данные показывают, что Сбербанк, ВТБ и Банк «Санкт-Петербург» в значительной степени ориентированы на корпоративный сектор. Доля кредитов на транспортные средства в портфелях юридических лиц у этих банков относительно невелика и составляет от 3% до 6%.

На этом фоне резко выделяется Тинькофф Банк, для которого автокредиты являются стратегически важным продуктом, занимая около 12% кредитного портфеля. Эта высокая доля обусловлена фокусом банка на розничном сегменте. Таким образом, в случае дальнейшего падения рынка автокредитования именно Тинькофф может столкнуться с наиболее серьезными последствиями среди своих конкурентов.

Последствия для банков и рынка

Эксперты считают, что по уже выданным кредитам серьезных проблем у банков, вероятно, не возникнет. Заемщики будут стремиться сохранить автомобили, купленные по докризисным ценам, особенно в условиях их дефицита.

Обратите внимание: Какой вид автокражи набирает популярность и как от него защититься(+GIF).

Даже если часть клиентов не сможет обслуживать кредиты, банки смогут изъять и реализовать автомобили. В условиях роста цен на подержанные машины это не приведет к существенным убыткам для кредитных организаций.

Однако объемы выдачи новых автокредитов в ближайший год ожидаемо сократятся. Ключевыми сдерживающими факторами станут:

  • Рост ключевой ставки ЦБ и, как следствие, увеличение стоимости заемных средств для конечных потребителей.
  • Резкое сокращение поставок новых автомобилей в Россию из-за ухода с рынка ряда иностранных производителей.
  • Падение платежеспособности населения на фоне высокой инфляции и дефицита товаров. По оценкам ВЭБ.РФ, реальные доходы россиян по итогам 2022 года могут снизиться на 12%.

Перспективы рынка автокредитования на горизонте свыше одного года остаются крайне неопределенными. Они будут зависеть от общего состояния экономики после введения санкций, а также от способности рынка адаптироваться — возможно, за счет возвращения некоторых брендов или замещения объемов поставками от китайских производителей. Долгосрочные прогнозы затруднены из-за множества неизвестных макроэкономических и политических факторов.

Косвенные жертвы кризиса: страховой сектор

Сокращение объемов автокредитования неизбежно повлечет за собой снижение количества продаж новых автомобилей. Это, в свою очередь, негативно скажется на смежных отраслях, в первую очередь на страховом рынке. Меньше покупок машин означает меньше оформленных полисов ОСАГО и КАСКО.

На Московской бирже из этого сегмента представлена компания «Ренессанс Страхование» (RENI). По оценкам, на автострахование приходится около 26% ее общей выручки. Эта значительная доля делает компанию уязвимой к кризисным явлениям в авторынке, и ее бизнес может серьезно пострадать от текущих тенденций.

InvestFuture.ru

#автокредит #автокредитование #автообзор #новый автомобиль #авто в кредит

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Автокредиты теряют популярность. Пострадают банки, а кто еще?.