Правильная смазка для тормозной системы: как выбрать и применить для суппортов и колодок

С наступлением нового сезона многие автомобилисты задумываются о проверке и обслуживании тормозной системы, в частности суппортов. Это абсолютно логично, ведь от состояния этих узлов напрямую зависит безопасность вождения, а также срок службы тормозных колодок и дисков. Чтобы эти детали работали долго и эффективно, необходимо понимать принципы их обслуживания и, что особенно важно, правильно подбирать смазочные материалы. Именно о выборе и применении специальных смазок мы и поговорим в этой статье.

Зачем нужны специальные смазки?

Для полноценного обслуживания тормозной системы обычные смазки не подходят. Требуются специализированные составы, рассчитанные на работу в экстремальных условиях: при высоких температурах, возникающих от трения, и в условиях постоянного воздействия влаги и дорожных реагентов. Условно все такие смазки можно разделить на универсальные и узкоспециализированные — предназначенные отдельно для колодок, поршней или направляющих пальцев суппорта.

Эта схема наглядно показывает, какие именно узлы нуждаются в обработке.

Смазка для тормозных колодок

Начнем, пожалуй, с колодок. Важно понимать: смазывается не рабочая фрикционная поверхность, а тыльная (нерабочая) сторона и торцы колодки.

Обработка тыльной стороны смазкой выполняет две ключевые функции: защищает металл от коррозии и значительно снижает вероятность появления противного скрипа при торможении. Этот скрип часто возникает из-за микровибраций и перемещений колодки внутри суппорта, когда ее металлическая основа контактирует с поршнем или скобой.

Пример специализированной противоскрипной смазки МС 1620 для нерабочих поверхностей колодок.

Торцы колодки смазываются для обеспечения ее свободного и плавного хода в посадочных местах суппорта. Для обработки как тыльной стороны, так и торцов можно использовать либо универсальную силиконовую смазку МС 1600, либо специальную противоскрипную пасту МС 1620.

Смазанный торец колодки гарантирует ее беспрепятственное движение в суппорте.

Эти составы эффективно работают в широком температурном диапазоне и обычно сохраняют свои свойства на протяжении всего сезона. Они обеспечивают не только плавность хода колодки, но и акустический комфорт, устраняя посторонние шумы, вызванные вибрациями.

Универсальная смазка МС 1600 для различных узлов суппорта.

Смазка для поршня суппорта

Теперь перейдем к поршню. От его способности легко выдвигаться и возвращаться в исходное положение зависит эффективность торможения и равномерность износа колодок. Если поршень закиснет и не будет выдвигаться, тормозное усилие ослабнет. Если же он не будет возвращаться назад, колодки будут постоянно подтормаживать диск, что приведет к их ускоренному и неравномерному износу, перегреву и повышенному расходу топлива.

Неравномерный износ колодок часто сигнализирует о проблемах с поршнем или направляющими.

Идеально смазывать поршень при полной разборке и сборке суппорта. Однако добавить смазку можно и в процессе эксплуатации. Для этого нужно аккуратно выдвинуть поршень (можно использовать старые колодки как упор), отвести защитный пыльник и с помощью шприца ввести небольшое количество состава под него. После этого поршень возвращается на место.

Поршень оптимально смазывать перед установкой в цилиндр суппорта.

Для этой цели отлично подходит высокотемпературная смазка на основе полиалкиленгликоля (PAG) с литий-комплексными загустителями. Она обеспечивает плавное скольжение и надежную защиту от износа при малых колебательных движениях в широком диапазоне температур. Наносить ее нужно очень тонким слоем.

Смазка PAG подходит как для поршней, так и для направляющих пальцев.

Смазка для направляющих пальцев

Направляющие пальцы отвечают за плавное и равномерное перемещение плавающей скобы суппорта. Большинство проблем с заклинившими тормозами связано именно с их состоянием. Часто пальцы либо не смазаны вовсе, либо смазаны неподходящим составом.

Обратите внимание: Своевременное качественное техническое обслуживание — сохранит Ваши финансы..

Распространенная ошибка — использование медных или графитовых смазок. Они созданы на основе минеральных масел, которые могут негативно влиять на резиновые пыльники, вызывая их разбухание или усыхание. Это нарушает герметичность, внутрь попадает влага и грязь, что приводит к коррозии и, в итоге, к заклиниванию пальца.

Использование неподходящей медной смазки может привести к серьезным проблемам.

Смазка PAG, о которой говорилось выше, абсолютно нейтральна к резине и идеально подходит для направляющих. Ее нужно совсем немного — одного пакетика массой 5 грамм хватит на обслуживание суппортов одной оси.

Еще один отличный вариант для направляющих — специализированная смазка на силиконовой основе МС 1630 с добавлением PTFE (тефлона). Микрочастицы тефлона создают тонкую защитную пленку с низким коэффициентом трения, которая устойчива к агрессивным воздействиям и высоким температурам.

Смазка МС 1630 разработана специально для направляющих суппортов.

Если у вас уже есть универсальная смазка МС 1600, ею тоже можно обработать направляющие. Ключевое правило — НЕ ПЕРЕБОРЩИТЬ. Излишне толстый слой этой смазки со временем может закоксоваться. Направляющие нужно тщательно очистить и нанести смазку очень тонким, почти прозрачным слоем.

Тонкий слой смазки МС 1600 на направляющем пальце обеспечит долгую и надежную работу.

Важные нюансы и предостережения

Напомним, что МС 1600 — действительно универсальное решение для колодок, направляющих и поршней. Однако есть одно серьезное ограничение: ее нельзя использовать на поршнях, если в тормозной системе залита жидкость стандарта DOT 5. Оба состава сделаны на силиконовой основе и могут взаимно растворяться. С жидкостями DOT 4 и DOT 5.1 (которая является развитием DOT 4 и не содержит силикона) смазка МС 1600 полностью совместима.

Финальный и обязательный шаг

После любого обслуживания тормозной системы, перед началом движения, обязательно несколько раз сильно нажмите на педаль тормоза. Это необходимо, чтобы поршни заняли рабочее положение и выбрали все зазоры. Многие водители, пренебрегшие этим простым правилом, пугались, обнаружив, что при первом нажатии педали в движении тормоза почти не работают.

После обслуживания всегда прокачивайте педаль тормоза до упора.

Если у вас остались вопросы по обслуживанию суппортов — задавайте их в комментариях. Также будем рады, если вы поделитесь своим опытом использования описанных смазок!

Больше о смазках и авто в соцсетях:
TikTok
ВКонтакте
Одноклассники
Drive2
YouTube

#автомобиль #ремонтавто #двигательавто #автосалоны

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Обслуживание тормозной системы: смазка для суппортов и колодок.