Новые правила лишения водительских прав по состоянию здоровья: как это будет работать и какие риски несёт

В материале упоминается COVID-19. Доверяйте проверенной информации из экспертных источников — изучите ответы на вопросы о коронавирусе и вакцинации от врачей, учёных и научных корреспондентов.

Строка из известной песни "Если я заболею, к врачам обращаться не стану" приобретает новый, тревожный смысл для многих автомобилистов. Теперь визит в поликлинику может обернуться не только лечением, но и потерей водительского удостоверения, если состояние здоровья перестанет соответствовать требованиям для управления транспортом.

Суть законопроекта

Как сообщают "Известия", правительство РФ подготовило и направило в Госдуму законопроект, который наделяет ГИБДД правом аннулировать права водителя при ухудшении его здоровья. С 2023 года планируется запустить механизм автоматического обмена данными между Минздравом и МВД. Для этого в законы "О безопасности дорожного движения" и "О персональных данных" будут внесены соответствующие поправки, позволяющие передавать сведения о медицинских противопоказаниях.

Фото из личного архива

Как будет работать новая система?

Принцип работы системы следующий: если во время планового медосмотра или в процессе оказания медицинской помощи у водителя обнаружат заболевание, делающее вождение опасным, эта информация будет занесена в федеральный реестр ЕГИСЗ (Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения).

После этого водителя обяжут пройти специальное медосвидетельствование. Если диагноз, несовместимый с вождением, подтвердится, предыдущее медицинское заключение будет аннулировано и выдано новое. Через СМЭВ (систему межведомственного электронного взаимодействия) данные поступят напрямую в ГИБДД, что приведёт к признанию водительского удостоверения недействительным. Если же водитель проигнорирует направление на комиссию, его прежняя медицинская справка будет аннулирована автоматически.

В случаях, когда выявляются не абсолютные противопоказания, а новые ограничения (например, необходимость вождения в очках), права также признаются недействительными, но владельцу направят уведомление о необходимости их замены с учётом новых медицинских показаний.

Плюсы и минусы нововведения

С одной стороны, инициатива выглядит логичной и направленной на повышение безопасности на дорогах. Сегодня водители проходят обязательный медосмотр лишь раз в десять лет для замены прав. За этот длительный срок здоровье может существенно ухудшиться, но человек продолжает управлять автомобилем, потенциально создавая угрозу для себя и окружающих.

С другой стороны, законопроект вызывает ряд серьёзных опасений. Основные заболевания, ведущие к запрету на вождение, относятся к области психиатрии (шизофрения, деменция, расстройства с галлюцинациями, тяжёлые фобии). Существует риск, что люди, зная о последствиях, станут избегать визитов к психиатрам, пытаясь справиться с проблемами самостоятельно, что может привести к усугублению их состояния.

Эта логика может распространиться и на другие специальности: окулистов, неврологов. Кто захочет, обратившись за помощью, получить вместо этого направление на медкомиссию и потенциальные проблемы с правами? Даже простая замена удостоверения по новым показаниям потребует времени и усилий, например, нужно будет уложиться в отведённые два месяца на прохождение обследования.

Потенциальные проблемы и риски

Система может столкнуться с рядом сложностей. Некоторые заболевания носят временный характер, и лишение прав в такой ситуации может быть несправедливым. Технические сбои или человеческий фактор могут привести к тому, что водитель даже не узнает о выписанном направлении, а позже столкнётся с неприятным сюрпризом в виде недействительных прав.

Несмотря на обещания властей надёжно защитить процесс передачи и хранения данных, риск утечки конфиденциальной медицинской информации остаётся. Передаваться будут сведения только о заболеваниях, напрямую влияющих на вождение, но сама по себе возможность межведомственного обмена персональными данными всегда вызывает вопросы о приватности.

Таким образом, хотя цель законопроекта — повышение безопасности дорожного движения — бесспорно важна, механизм его реализации порождает много вопросов у автомобилистов. Остаётся надеяться, что все спорные моменты и возможные лазейки будут тщательно проработаны и сняты до окончательного утверждения закона.

Спасибо, что дочитали до конца. Здесь вы можете подписаться на мой канал, возможно, там есть еще что-то интересное для вас. И не забудьте поставить лайк, если статья вам понравилась.

#законы #авто #вождение автомобиля #получение прав #общество #госдума #гибдд #автомобилисты #водители

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: К медикам попал - рулить перестал.