Рождение идеи и первые прототипы
История создания автомобиля «Силант» берет свое начало в 2007 году в стенах Научного автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Изначальная концепция была довольно конкретной: инженеры поставили перед собой задачу разработать колесную машину на базе серийных автомобильных агрегатов, способную эффективно выполнять функции, традиционно закрепленные за тракторами. Однако в процессе проектирования стало очевидно, что потенциал новой платформы гораздо шире. Прототип, прошедший масштабные испытания, продемонстрировал характеристики, открывающие перспективы его применения в коммунальном и лесном хозяйстве, муниципальных службах и подразделениях МЧС. Успешные тесты позволили задуматься о будущем серийном производстве.
Первые опытные образцы «Силантов» были созданы с использованием агрегатов от полноприводного микроавтобуса «Соболь».
Эволюция модели: от двухосной к трехосной
Развивая линейку многоцелевых грузовиков (модели 1337, 1338 и 2338), представленных в том же 2007 году, специалисты НАМИ создали трехосную версию с индексом 3333. Этот шаг позволил удвоить грузоподъемность машины до 2 тонн по сравнению с двухосными прототипами. Новая модель получила и внешние изменения: более современный бампер с линзовой оптикой фар и плоское лобовое стекло вместо гнутого, которое использовалось на ранних образцах и первых серийных «Силантах».
Запуск серийного производства в Великом Новгороде
В 2008 году было принято судьбоносное решение о развертывании серийного выпуска полноприводных автомобилей 4х4. После долгих поисков площадка была найдена в Великом Новгороде благодаря поддержке губернатора области Сергея Митина. Производственной базой стал завод «Автоспецоборудование», имевший опыт выпуска армейской техники. На его мощностях был организован новый автомобильный завод, получивший имя «СИЛАНТ», что расшифровывалось как «СИЛА Новгородских Технологий». Всего за пять месяцев были проведены необходимые работы, и в августе 2010 года с конвейера сошел первый серийный SILANT 3.3 TD, официально классифицируемый как Специальное Транспортное Средство (СТС).
Проектом руководила команда молодых энтузиастов во главе с Андреем Милехиным. Несмотря на сложности, связанные с кредитами и долговыми обязательствами (под государственные гарантии было привлечено почти 250 млн рублей), заводу удалось начать работу. Параллельно с организацией производства шла активная работа по трансформации машины из «сельхозника» в универсальное транспортное средство высокой проходимости.
Технические особенности и конструкция
Ключевым принципом при создании «Силанта» была максимальная унификация с серийными отечественными агрегатами. Это позволяло снизить стоимость, упростить ремонт и техническое обслуживание. За основу была взята платформа грузовика ГАЗ «Садко», у которого позаимствовали раму, мосты, рессорную подвеску и колеса. Машина получила постоянный полный привод, коробку отбора мощности и возможность блокировки межколесных дифференциалов, что в совокупности обеспечивало выдающуюся проходимость.
Обратите внимание: Первый русский автомобиль с двс расходовал воды больше, чем бензина и выбрасывал из трубы чистый пар.
«Силант» предлагался с тремя вариантами колесной базы (2760, 3260 или 3770 мм), что определяло его габариты: длина от 5,6 до 6,7 метров, ширина 2,24 м, высота до 3,2 м. Дорожный просвет составлял от 315 мм, а глубина преодолеваемого брода — 1,2 метра. Грузоподъемность СТС варьировалась от 3 до 5 тонн, а полная масса достигала 8,5 тонн.
Силовые агрегаты и многоцелевая платформа
Первые серийные машины оснащались трехцилиндровым дизельным двигателем Perkins 1103C-33T (3.3 л, 75 л.с.). Со временем список доступных моторов расширился и стал включать более мощные и современные агрегаты: ЯМЗ-534 (4.4 л, 150 л.с.), ММЗ Д-245 (4.8 л, 125 л.с.) и Cummins ISF 3.8 (3.8 л, 152 л.с.). В зависимости от модификации («трактор» или «автомобиль») максимальная скорость составляла 40 или 90 км/ч соответственно.
Конструкция «Силанта» была заточена под многозадачность. На машине имелись крепления для передней и задней сельскохозяйственной навески, мощная гидросистема с электронным управлением, валы отбора мощности, а также самосвальная платформа. Ключевым элементом стала система быстрого крепления надрамника, позволявшая в короткие сроки менять специализированные надстройки: кузова, пожарное и аварийно-спасательное оборудование.
Для работы в суровых климатических условиях была разработана комфортабельная трехместная кабина с панорамным остеклением и эффективной системой отопления и вентиляции.
Взлеты, падения и новые попытки
За период с 2009 по 2015 год было выпущено более 500 машин «Силант». Однако проект столкнулся с трудностями. В 2016 году производство было перенесено на завод НПК «ЕВА» во Владимире, где вездеходы собирали небольшими партиями до 2020 года. Стоимость базового шасси в этот период составляла около 2 миллионов рублей.
Новая глава в истории «Силанта» открылась в 2022 году, когда его производство в третий раз было запущено на мощностях Чебоксарского завода силовых агрегатов (ЧЗСА). Первая собранная на новом месте машина была предназначена для работы в карьере в Казахстане.
За годы существования машина постоянно модернизировалась: менялись мосты, двигатели, коробки передач, усиливалась рама, грузоподъемность выросла с первоначальных 2 до 5 тонн, расширился список навесного оборудования. Несмотря на это, «Силанту» так и не удалось стать по-настоящему массовым продуктом. Одной из главных претензий со стороны потребителей на протяжении многих лет оставалась «сырая» сборка и множество технических недоработок.
Спасибо за внимание!
Что вы думаете об этой непростой истории и о перспективах проекта «Силант» в современных условиях? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Подписывайтесь на раздел и рекомендуйте его друзьям.
#авто #грузовик #вездеход #полныйпривод #4х4 #автопром #машиностроение #импортозамещение #унимог #сделаноунас
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Русский Унимог: становление, крах, возрождение.


