Семь легендарных советских грузовиков, которые стали символами эпохи

82 года назад с конвейера сошел первый серийный ГАЗ-АА, известный как «полуторка». Эта машина на десятилетия стала неотъемлемой частью советских дорог и настоящим символом индустриализации. В честь этой памятной даты мы вспоминаем семь легендарных грузовиков, которыми по праву гордился отечественный автопром и которые оставили яркий след в истории.

1. АМО-Ф-15: Первенец советского автопрома

История создания. История этого грузовика началась с Московского автомобильного общества, основанного в 1916 году. Первоначально завод собирал итальянские грузовики FIAT 15 Ter. После революции предприятие было национализировано и переориентировано на выпуск собственных машин. Так в 1924 году появился АМО-Ф-15 — первый советский серийный грузовик. Хотя за основу была взята итальянская модель, советские инженеры внесли изменения, и со временем машина стала полностью отечественной. В 1933 году она была модернизирована и получила название АМО-3, а позже стала основой для знаменитого ЗИС-5.

Особенности. Несмотря на статус первой советской машины, многие компоненты для АМО-Ф-15 долгое время закупались за рубежом. Например, в системе зажигания использовались механизмы от немецкой фирмы Bosch, а в электрооборудовании — детали компании Scintilla.

Интересный факт. Конструкция кабины была далека от идеала. Водительское сиденье располагалось слишком близко к рулю, что создавало неудобства. Кроме того, из-за особенностей конструкции в салон, особенно зимой, проникал холодный воздух, что делало работу водителя настоящим испытанием.

2. ГАЗ-АА: Легендарная «полуторка»

История создания. 1 января 1932 года с конвейера Горьковского автозавода сошел первый грузовик ГАЗ-АА. За основу был взят американский Ford AA, но советские инженеры не просто скопировали машину, а адаптировали ее под местные условия, изменив конструкцию руля, сцепления и создав собственный кузов. Уже к 1933 году производство полностью перешло на отечественные комплектующие. «Полуторка» стала самым массовым советским грузовиком первой половины XX века — к 1949 году было выпущено более 820 тысяч экземпляров.

Особенности. ГАЗ-АА был удивительно неприхотливой и выносливой машиной. Он мог работать на низкокачественном топливе, включая керосин. Несмотря на номинальную грузоподъемность в 1,5 тонны (отсюда и прозвище), в условиях военного времени и масштабных строек он часто перевозил гораздо больший вес.

Интересный факт. Слабым местом «полуторки» был стартер с аккумулятором, который часто выходил из строя. Поэтому водители привыкли заводить двигатель вручную, с помощью специальной рукоятки — «кривого стартера». Как ни парадоксально, это стало преимуществом в суровые морозы, когда электрооборудование других машин отказывало. Именно за свою надежность и «всесезонность» ГАЗ-АА высоко ценился на фронтах Великой Отечественной войны.

3. ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ГАЗ-53: Рабочие лошадки послевоенной эпохи

История создания. Прототип ГАЗ-51 был разработан еще в 1937 году, но война отложила его запуск в серию. После Победы стране для восстановления народного хозяйства требовались более современные и мощные машины, чем довоенные «полуторки». Уже готовый проект ГАЗ-51 пришелся как нельзя кстати. Его производство началось в 1946 году, и впоследствии эти грузовики выпускались по лицензии в Польше и Китае. Всего было выпущено почти 3,5 миллиона экземпляров. В 1960-х годах им на смену пришли внешне похожие, но более совершенные модели ГАЗ-52 и ГАЗ-53, которые сходили с конвейера вплоть до 1993 года.

Особенности. ГАЗ-51 и его преемники стали настоящими «рабочими лошадками». ГАЗ-52 мог перевозить до 2,5 тонн, а более мощный ГАЗ-53 — сначала 3, а затем и 4 тонны груза. Восьмицилиндровый двигатель мощностью 115 л.с. позволял развивать скорость до 85 км/ч, что было отличным показателем для грузового автомобиля того времени.

4. ЗИЛ-130: Эталон надежности и комфорта

История создания. Знаменитый ЗИЛ-130 был разработан для замены морально устаревшего ЗИЛ-164. Работа над ним велась невероятно тщательно: инженеры создали около 40 опытных образцов, протестировали десятки двигателей и коробок передач. Первый автомобиль собрали в 1957 году, а последний сошел с конвейера в 1994-м. За это время ЗИЛ-130 стал визитной карточкой завода и завоевал признание не только в СССР, но и за рубежом, получив золотую медаль на Лейпцигской ярмарке в 1963 году.

Обратите внимание: JAC. От грузовиков к электрокарам.

Особенности. ЗИЛ-130 был настоящим прорывом для своего времени. Он стал первым советским грузовиком грузоподъемностью 6 тонн. В его оснащение входили гидроусилитель руля и предпусковой подогреватель двигателя — технологии, которые казались роскошью для грузового автомобиля. Мощный V-образный восьмицилиндровый двигатель (150 л.с.) разгонял машину до 90 км/ч. Благодаря продуманной конструкции и высокому качеству сборки ЗИЛ-130 оставался конкурентоспособным на мировом уровне на протяжении всех лет производства.

5. МАЗ-500: Советский бескапотник

История создания. Появление МАЗ-500 в 1960-х годах произвело эффект разорвавшейся бомбы. Это был первый советский серийный грузовик с бескапотной компоновкой, когда двигатель располагался под кабиной. Конструкторам Минского автозавода пришлось доказывать чиновникам необходимость такого смелого решения. Их настойчивость оправдалась: новая компоновка улучшила обзорность, облегчила доступ к двигателю и позволила увеличить длину полезной платформы. Грузоподъемность по сравнению с капотным МАЗ-200 выросла с 4,2 до 7,5 тонн. Первый опытный образец был создан в 1958 году, а серийное производство началось в 1965-м.

Особенности. МАЗ-500 был машиной нового поколения. Он оснащался современным дизельным двигателем ЯМЗ-236, который был значительно тише и экономичнее старых двухтактных моторов. В конструкцию также были внедрены гидроусилитель тормозов, телескопические амортизаторы и планетарные редукторы в задних мостах, что повышало надежность и комфорт.

6. КамАЗ-5320: Флагман советских магистральных перевозок

История создания. Камский автомобильный завод с самого начала специализировался на выпуске современных бескапотных грузовиков. Первой моделью стал КамАЗ-5320, серийное производство которого стартовало в 1976 году. Интересно, что первоначальный проект (ЗИЛ-170) был разработан на Московском автозаводе, но в серию его запустили уже в Набережных Челнах. Благодаря тщательной доводке и применению передовых решений, КамАЗ-5320 быстро завоевал репутацию одного из лучших советских грузовиков и простоял на конвейере до 2000 года.

Особенности. Первые КамАЗы были невероятно технологичными для своего времени. Автомобиль оснащался 5-ступенчатой коробкой передач с делителем, пневмоусилителем руля (в дополнение к гидроусилителю) и четырьмя независимыми тормозными системами (рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной). Все это делало его безопасным, надежным и удобным в управлении на дальних маршрутах.

7. БелАЗ-540: Гигант для карьеров

История создания. В 1961 году на Белорусском автомобильном заводе в Жодино был создан опытный образец карьерного самосвала БелАЗ-540. Он был разработан всего за год для замены устаревшей модели. После доработок в 1965 году гигант вышел на карьеры СССР, а затем и многих других стран, включая Китай и государства Восточной Европы.

Особенности. БелАЗ-540 был настоящим исполином. Его собственный вес составлял 21 тонну, а грузоподъемность — 27 тонн, что для начала 1960-х было фантастическим показателем. Несмотря на размеры, самосвал мог разгоняться до 55 км/ч благодаря мощному 12-цилиндровому V-образному дизельному двигателю (360 л.с.). Управлять такой махиной водителю помогали гидромеханическая трансмиссия и специальная конструкция рулевого управления.

#авто #автоподбор #автообзор #автомашина #грузовик #7000дочитываний #подбор #рейтинг

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Топ 7 легендарных советских грузовиков.