Авария Серхио Переса в квалификации Гран-при Монако 2022 года стала настоящим подарком для технических специалистов команд-соперников. Впервые у них появилась возможность в деталях рассмотреть одну из самых охраняемых тайн сезона — сложное днище гоночного болида Red Bull RB18.
Монако как окно в технологические секреты
Хотя трасса в Монако с её низкими скоростями редко становится полигоном для масштабных аэродинамических обновлений, она предоставляет уникальную возможность для шпионажа. Команды в основном используют уже проверенные пакеты с высокой прижимной силой, адаптируя лишь системы охлаждения и рулевого управления. Однако истинные ценители технологий Формулы-1 знают: чтобы увидеть скрытые элементы болидов, нужно дождаться инцидента, который заставит поднять машину краном.
На трассе Монако расположено 11 кранов, готовых в любой момент эвакуировать автомобиль. Именно в такие моменты фотографы наводят объективы на самое ценное — днище машины. В сезоне 2022 года эта часть болида приобрела ключевое значение из-за возвращения концепции ground effect (эффекта земли). Примерно 40% всей прижимной силы теперь генерируется именно сложной геометрией нижней части автомобиля.
Принцип работы и вызовы новой эры
Основная цель новых правил — кардинально изменить характер гонок. Раньше «грязный» турбулентный воздух из-под болида сильно мешал машинам, следующим позади, делая обгоны крайне сложными. Новая аэродинамика, основанная на эффекте земли, призвана уменьшить эту турбулентность, позволив пилотам ехать ближе друг к другу и чаще идти на атаку.
Сердцем этой системы являются два сужающихся аэродинамических туннеля (сайта), идущих от передних понтонов к заднему диффузору. Воздух, проходя по ним, ускоряется и создает область низкого давления, которая буквально присасывает автомобиль к трассе. Этот принцип, известный как эффект Вентури, стал основой для генерации прижимной силы.
Битва с физикой: герметизация и «морская свинка»
Главная задача инженеров — направить как можно больше воздуха под автомобиль и удержать его там. Для этого используются сложные ребра и вихрегенераторы на входе в туннели, которые создают «воздушные завесы», изолирующие зону низкого давления от внешних потоков.
Одной из самых больших проблем нового поколения машин стало явление «порозинга» или «морской свинки» — неконтролируемые вертикальные колебания на высокой скорости. Это происходит из-за срыва воздушного потока под днищем. Для борьбы с этим команды, начиная с Aston Martin и Ferrari, стали использовать небольшие горизонтальные крылышки в передней части днища, стабилизирующие поток. Позже это решение переняли Red Bull и Mercedes.
Однако, как отмечает главный технический директор McLaren Джеймс Ки, проблема многогранна: «Существует так много факторов: турбулентный воздух, неровности трассы, жесткость шин и подвески, боковые силы в поворотах. Взаимовлияние механических и аэродинамических настроек делает моделирование невероятно сложным».
Сравнение философий: Red Bull против Ferrari
Инцидент с Пересом и Сайнсом предоставил бесценные данные для сравнения двух лидирующих машин сезона. Анализ фотографий показал фундаментальные различия в подходах.
В то время как Ferrari F1-75 использует три внешних канала относительно равномерной ширины, конструкция Red Bull RB18 выглядит более изощренной. Внешний сайт у RB18 очень узкий, а расстояние между каналами варьируется. Профиль туннелей у Red Bull также имеет больше сложных контуров, граней и ступенек, в отличие от плавных изгибов Ferrari.
Почему простое копирование невозможно
Несмотря на то что конкуренты тщательно изучат полученные снимки, просто скопировать успешное решение в условиях современных бюджетных ограничений крайне сложно. Аэродинамика болида — это целостная экосистема. Поток воздуха, который в итоге попадает в туннели днища, формируется и направляется элементами переднего антикрыла, килями на арках и другими частями машины.
Полноценное заимствование аэродинамической концепции другой команды — это задача как минимум на целый сезон разработок. Поэтому технологическое лидерство Red Bull и Ferrari, раскрытое в Монако, вероятно, сохранится на ближайшие гонки.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать самые интересные новости королевской гонки и не забудьте поставить лайк!
Спасибо!
Какие еще технологии были инновационными в Ф1, а потом стали нашей повседневностью:
Вы когда-нибудь догадывались сколько стоит гоночный болид Формулы-1? Давайте посчитаем:
Легендарные гоночные трассы:
#спорт #авто #гонки #формула 1 #новости #интересное
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Секрет днища Формулы-1.


