Когда речь заходит о венгерском автопроме в советскую эпоху, все сразу вспоминают знаменитые автобусы «Икарус». Эти машины поставлялись в огромных количествах и стали символом надежности и комфорта в общественном транспорте СССР. Однако Венгрия экспортировала в Советский Союз не только автобусы. Помимо «Икаруса», в стране работали и другие автомобильные заводы, такие как «Dutra» и «Csepel». Именно завод «Чепель» выпускал добротные грузовые автомобили, которые также нашли своего покупателя в СССР и заслужили уважение водителей.
Начало пути: от станков к грузовикам
Машиностроительный завод Csepel в Будапеште начал свою работу в 1949 году. Изначально предприятие было ориентировано на выпуск станков и различных автокомпонентов, но уже через год, в 1950-м, было принято стратегическое решение перепрофилировать его на производство грузовых автомобилей. За основу для первого венгерского грузовика был взят австрийский 3,5-тонный Steyr 380. Так появился Csepel D350 — простой, но надежный двухосный грузовик с классической капотной кабиной. Он оснащался 4-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 85 лошадиных сил, 5-ступенчатой механической коробкой передач, гидроприводом тормозов и задним мостом с блокировкой дифференциала, что повышало его проходимость.
Расширение модельного ряда и экспорт в СССР
К 1957 году завод вышел на объем производства почти в 3 тысячи автомобилей в год. Тогда же была представлена новая модель — Csepel D450. Этот грузовик получил более мощный 5,5-литровый мотор (95 л.с.), пневматический привод тормозов и обновленную кабину. Помимо базовой бортовой версии, активно выпускался седельный тягач D450N, который стал одним из ключевых продуктов для экспорта в Советский Союз. Этот тягач, способный буксировать полуприцепы массой до 10 тонн, заслужил среди советских шоферов репутацию неприхотливой и очень надежной машины. Производство серии 450 продолжалось до 1972 года, а география поставок охватывала не только СССР, но и другие страны социалистического содружества.
Прорыв в тяжелом сегменте
В 1958 году завод освоил выпуск знаковой для себя модели — тяжелого грузовика Csepel D700.
Обратите внимание: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА АВТОКОМПОНЕНТОВ.
Диверсификация производства
Помимо грузовиков, завод Csepel активно участвовал в кооперации с другими предприятиями. С 1968 года, в сотрудничестве с «Икарусом», завод начал выпускать автобусные шасси. Также в ассортименте завода были дизельные двигатели Raba-MAN (производимые по лицензии немецкого концерна), гусеничные тягачи К800, автовышки, краны, разнообразная спецтехника и армейские машины. Для нужд венгерской армии с 1952 года выпускался полноприводный 3-тонный Csepel K300 (6×6), а в 1971 году его сменил более современный 6-тонный Csepel D566 (6×6). Армейский D566 для своего времени был передовой разработкой: 200-сильный двигатель Raba-MAN, независимая торсионная подвеска всех колес, централизованная система подкачки шин, двухконтурная тормозная система и блокируемый межосевой дифференциал.
Модернизация 1970-х годов
В начале 1970-х годов модельный ряд Csepel подвергся серьезному обновлению. В 1970 году на конвейер встал 5-тонный бескапотный грузовик D452, который получил новую угловатую кабину, позаимствованную у польского грузовика Star 29. Кабина была заменена и на машинах 700-й серии, на этот раз донором выступили польские Jelcz. Параллельно с этим произошла замена силовых агрегатов: с 1975 года вместо собственных моторов «Чепель» на грузовики начали устанавливать более совершенные и экономичные дизельные двигатели Raba-MAN, что повысило конкурентоспособность продукции.
Не забывайте подписываться на мой сайт!!!! Будет много интересного!!!!!!
#ссср #икарус #ikarus #автобус #авто #советскийсоюз #грузовики #техникассср #ретро #автомобили
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Csepel (рус. Че́пель) — венгерский производитель грузовых автомобилей, автобусных шасси и автокомпонентов поставлялись в ссср.

