В линейке львовских автобусов модель 697 «Турист» заняла особое место как первый серийный комфортабельный автобус среднего класса. Его основным назначением стали короткие междугородние маршруты, городские экскурсии и экспресс-перевозки. В этой статье мы подробно рассмотрим историю создания, ключевые особенности и эволюцию пяти поколений этой знаменитой машины.
На фото представлен третий прототип ЛАЗ-697 «Турист», который и был запущен в серийное производство. Выше показаны два его предшественника. Адрес иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s
Модель «Турист» была создана как улучшенная и более комфортабельная версия автобуса ЛАЗ-695, с которым сохраняла высокую степень унификации. В разработке принимали участие специалисты Научного автомоторного института (НАМИ). Первый опытный образец собрали в 1958 году. Уже через год на втором прототипе появился характерный заборник-козырёк над лобовым стеклом для подачи воздуха в систему вентиляции.
Окончательный, третий вариант автобуса был готов к концу 1959 года и сразу же пошёл в серию. До 1963 года было выпущено 107 таких машин. Развитие модели шло эволюционным путём: новшества сначала опробовались на старых модификациях, а затем, после доводки, воплощались в новых индексах, запускаемых в конвейерное производство.
7 ключевых особенностей ЛАЗ-697 «Турист»
- Ручная распашная дверь: Дверь не имела механического привода и открывалась/закрывалась вручную кондуктором или водителем.
- Панорамный раздвижной люк: Огромный люк в крыше, который можно было открыть, создавал у пассажиров ощущение путешествия на открытом воздухе, что было особенно ценно для экскурсионных поездок.
Впервые в СССР автобус получил просторное багажное отделение под полом. Адрес иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s
- Вместительный багажник: Для перевозки багажа в нижней части кузова были предусмотрены специальные ниши. Доступ к ним обеспечивали подъёмные панели по бортам автобуса.
- Комфортный салон: Отделка салона была выполнена на высоком уровне. Комфорт обеспечивали система принудительной вентиляции и отопление от калорифера.
Большой люк в крыше был визитной карточкой не только ЛАЗ-697 «Турист», но и экспериментального ЛАЗ-698 «Карпаты». Адрес иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s
- Удобные сиденья: Салон был рассчитан на 33 пассажирских места. Кресла имели раздельные спинки с подголовниками и регулировкой наклона. В некоторых партиях добавлялось 34-е, поворачивающееся кресло для экскурсовода.
- Индивидуальный сервис: Каждое пассажирское место было оборудовано индивидуальной подсветкой, пепельницей, а также кармашком для хранения газет и журналов.
Самолётные кресла с регулировкой спинки и подголовником обеспечивали комфорт пассажиров в длительных рейсах. Адрес иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s
Для развлечения и информирования пассажиров автобус оснащался радиоприёмником, акустической системой с динамиками и микрофоном. Это позволяло транслировать музыку, а экскурсоводу — комфортно вести рассказ для всей группы.
Эволюция модели: 5 поколений «Туриста»
Эксперимент: ЛАЗ-698 «Карпаты»
В 1960 году был создан экспериментальный автобус для дальних и международных рейсов. Он получил индекс ЛАЗ-698 и имя «Карпаты». Модель была оснащена буфетом, туалетом и другими элементами повышенного комфорта. Среди технических новинок — пневматическая подвеска, автоматическая трансмиссия и пневмоусилитель руля. Был построен и второй экземпляр со ступенчатой крышей. Однако в серию эти передовые машины так и не пошли.
Экспериментальный ЛАЗ-698 «Карпаты» предназначался для международных перевозок. Адрес иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s
Поколение 1: ЛАЗ-697 / ЛАЗ-697Е (1961-1970)
В 1961 году автобус получил новый двигатель ЗИЛ-130Я2, что отразилось в индексе добавлением буквы «Е». Серийный выпуск этой модификации начался в 1963 году. В 1964 году изменился дизайн: появились круглые арки колёс, исчезли декоративные молдинги и сдвижной люк в крыше.
Обратите внимание: Микроавтобус Fiat Ducato.
Всего с 1961 по 1970 год было выпущено 3351 автобус этой серии.ЛАЗ-697Е «Турист» стал вторым поколением комфортабельных львовских автобусов. Адрес иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s
Поколение 2: ЛАЗ-697М (1968-1974)
Модель ЛАЗ-697М была построена в 1968 году, а серийный выпуск начался в 1970-м. Внешне она лишилась окон в крыше, зато боковые и задние окна увеличились в размерах. Технические отличия включали модернизированный двигатель, раздельные тормозные контуры для передней и задней осей. Воздух для двигателя теперь забирался через щели под задними окнами. Были увеличены площади тормозных колодок, а также впервые появился гидроусилитель руля. Всего выпущено 7146 автобусов.
Представителем третьего поколения стал ЛАЗ-697М «Турист». Адрес иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s
Поколение 3: ЛАЗ-697Н (1970-1978)
Модификация 697Н была создана в 1970 году. Её отличали более высокие лобовые стёкла и обновлённый дизайн передней части. Воздухозаборники переместились в задние стойки кузова. Установка венгерского моста «Раба» позволила увеличить максимальную скорость до 85 км/ч. В 1978 году вышла партия с повышенным комфортом: появилась вторая дверь, приточная вентиляция с верхним забором воздуха, боковые стёкла без форточек, новый передок с прямоугольными фарами. Всего с 1975 по 1978 год выпущено 10161 автобус.
ЛАЗ-697Н «Турист» воплотился в четвёртом поколении комфортабельных автобусов ЛАЗ. Адрес иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s
Поколение 4: ЛАЗ-697Р (1978-1985)
В модели 697Р заднюю дверь убрали, чтобы увеличить количество посадочных мест. Система вентиляции была заимствована у модели 699Р. Конвейерный выпуск начался в 1982 году, а в 1985-м собрали последнюю партию из 28 машин. Всего за период с 1978 по 1985 год было произведено 10575 автобусов этой модификации.
Пятое поколение «коротких» комфортабельных львовских автобусов завершил ЛАЗ-697Р. Адрес иллюстрации:https://nashi-avto.ru/ua/laz/697/р/лаз-697р.jpg
Постоянное совершенствование конструкции, основанное на смелых инженерных идеях, позволило Львовскому автобусному заводу не только наращивать объёмы производства, но и стать крупнейшим производителем автобусов в Европе. Автобусы ЛАЗ, и в частности «Турист», по праву считались одними из лучших в Советском Союзе своего времени.
Источники информации: https://110km.ru/art/pochemu-sovetskiy-laz967m-byl-odnim-iz-samyh-sovremennyh-135879.html, https://m.youtube.com/watch?v=Pz6PUtcS41s, https://rasklad.net/modeli/avtobusy/ukraina/laz/697-turist/
Также читают:
Вспомнил, как в детстве был пассажиром ЛАЗ-695Н. Оказывается, их выпускали с ярославскими дизелями в Украине и России
7 отличий ЛАЗ-965 от ЗИС-155, конструктивные новшества ЛАЗ-965Б и 7 особенностей «гагаринского» автобуса
Как мне посчастливилось побывать на заводе Икарус, что отличало его от подобных предприятий СССР и чему научились у венгров
#авто #история #интересные факты #транспорт #отечественный автопром #автомобили #автобусы
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Первый серийный комфортабельный львовский автобус. История создания, 7 особенностей и 5 поколений лаз-697.
