Автомобильная индустрия постепенно выходит из кризиса, вызванного дефицитом компонентов и сбоями в цепочках поставок из-за пандемии. Однако на смену этим временным трудностям приходит новая, более масштабная проблема — глобальная нехватка сырья для производства аккумуляторов. Аналитики давно предупреждали о рисках стремительной электрификации, подстегиваемой государственными директивами. Теперь их опасения находят отклик среди топ-менеджеров автогигантов.
фото Shutterstock. электрокары, новости, заявление, Stellantis
Опасения главы Stellantis: от дефицита к зависимости
Во вторник генеральный директор концерна Stellantis Карлос Таварес выступил с тревожным заявлением. Он предупредил, что если темпы перехода на электромобили сохранятся, то уже к 2025 году производители могут столкнуться с серьезным кризисом в производстве аккумуляторов. Однако его опасения выходят за рамки простой нехватки комплектующих. Таварес выразил беспокойство по поводу растущей зависимости западных автопроизводителей от азиатских поставщиков батарей, которые уже доминируют на мировом рынке.
«Если не будет дефицита батарей, то возникнет значительная зависимость западного мира по отношению к Азии. Это то, что мы можем легко предвидеть», — заявил генеральный директор на конференции Financial Times «Будущее автомобиля 2022».
Гонка за ресурсами и смена приоритетов
Бешеные инвестиции в закупку сырья для аккумуляторов в последние годы свидетельствуют о том, что отрасль осознает масштаб угрозы. Однако некоторые компании оказались в менее выгодной позиции. Например, Fiat Chrysler Automobiles (FCA) долгое время игнорировала тренд на электрификацию, сосредоточившись на слиянии с PSA Group. Образовавшийся в результате альянс Stellantis теперь вынужден наверстывать упущенное и менять приоритеты.
фото pixabay
Компания поставила амбициозную цель — продать 5 миллионов полностью электрических автомобилей к 2030 году, чтобы соответствовать будущему запрету на ДВС в Европе. Для этого Stellantis строит аккумуляторные заводы во Франции, Германии, Италии и Онтарио. Бренды концерна, включая Dodge, работают над электрифицированными моделями. Несмотря на эти масштабные планы, Таварес считает, что регуляторы, подталкивая отрасль, могут невольно привести ее к краю пропасти.
«Скорость, с которой сейчас все наращивают производственные мощности по выпуску аккумуляторов, возможно, находится на пределе возможностей для поддержки быстро меняющихся рынков», — отметил он, добавив, что поспешный переход может иметь множество непредвиденных негативных последствий уже к 2025 году.
Экологические и социальные издержки электрификации
Помимо экономических рисков и зависимости от Азии, Таварес поставил под сомнение экологическую чистоту ускоренного перехода на электромобили. Добыча необходимого сырья (лития, кобальта, никеля) часто сопряжена с серьезными проблемами: использованием детского и принудительного труда, а также низкими экологическими стандартами в некоторых странах. По мере роста спроса на электромобили давление на добывающую отрасль будет только усиливаться, что может привести к усугублению этих проблем.
«Это означает большие объемы добычи сырья, что в конечном итоге означает дефицит сырья, что в конечном итоге означает геополитические риски», — пояснил генеральный директор. — «Через несколько лет нам может не понравиться способ добычи сырья».
Финансовые риски и человеческий фактор
Таварес также затронул финансовые аспекты и проблему кадров. Он описал сценарий, при котором цепочки поставок не успеют восстановиться, а отрасль столкнется с ограниченным производством батарей в Азии. Это может сорвать планы по достижению ценового паритета электромобилей с автомобилями на ДВС к 2025 году, сохранив высокие цены на все автомобили и подорвав финансовую стабильность компаний.
- Особое беспокойство главы Stellantis вызывает судьба сотен тысяч инженеров, специализирующихся на двигателях внутреннего сгорания. При полном переходе на электромобили их навыки могут оказаться невостребованными. Эта проблема затрагивает не только автопроизводителей, но и всю экосистему: независимые СТО, продавцов запчастей и смежные отрасли.
«Для людей, которые создавали богатство и ценность в течение последних пятидесяти лет... не этично проснуться утром и обнаружить, что ты находишься не на той стороне линии», — заявил Таварес. — «Важно сказать им, что мы хотим взять их с собой, потому что мы верим в их способность к обучению... Мы хотим взять их с собой».
фото pixabay
Критика в адрес регуляторов и точка невозврата
Подобная критика звучала и от других руководителей на конференции, включая Герберта Дисса из Volkswagen AG. Они отмечают несостоятельность некоторых нормативных требований, но при этом вынуждены удваивать инвестиции в электромобили. Отрасль уже вложила около 230 миллиардов долларов в разработку EV в 2020 году и планирует инвестировать еще 550 миллиардов к 2030 году. Новые бизнес-модели также завязаны на электрификации. Провал теперь будет иметь катастрофические последствия, что, возможно, и заставляет топ-менеджеров призывать к более взвешенному подходу.
Дисс, например, указал, что планируемое количество зарядных станций в Европе недостаточно для обеспечения 100% продаж электромобилей к 2030 году. Таварес согласился с этим, подчеркнув, что инфраструктура — лишь одна из многих проблем.
«Что дальше? Где чистая энергия? Где зарядная инфраструктура? Где сырье? Где геополитические риски, связанные с поставками этого сырья? Кто смотрит на полную картину этой трансформации?» — обратился он к аудитории.
фото Pixabay
Теперь вы знаете больше. Оставляйте комментарии. Подписывайтесь, впереди много интересного!
Ранее в сериале:
- Показал палец камере - поехал на 8 месяцев. А если бы превысил…
- История Ford Pinto повторяется. «Мы знали о проблеме, но ничего не делали - так дешевле». На этот раз GM.
- Toyota обещает твердотельные батареи к 2025 году
- Твердотельные батареи уже здесь и они изменят нашу жизнь. Авто, телефоны и даже кардиостимуляторы.
- Что экологичнее Бензин или Биотопливо?Это исследование вас точно удивит.
#новости #авто #электрокары #stellantis #EV
Обратите внимание: Как покрасить переходом?.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Генеральный директор Stellantis говорит, что переход на электромобили создает серьезные проблемы.
