В День Великой Победы мы вспоминаем не только героев, но и их верных железных помощников. В этом материале речь пойдет об автомобилях, которые прошли в колоннах военной техники по Красной площади 24 июня 1945 года во время первого Параде Победы. Эти машины стали настоящими символами военных лет, внеся неоценимый вклад в разгром фашизма.
"Полуторка" ГАЗ-ММ — самый массовый армейский грузовик. Адрес иллюстрации: https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/GAZ/1938%20GAZ-MM/900x/1539156015.jpg
К моменту начала Великой Отечественной войны автопарк Красной Армии насчитывал почти 273 тысячи единиц техники. Из них подавляющее большинство, 258 тысяч, составляли грузовики и специальные машины на их базе. Абсолютным лидером по численности была газовская "полуторка" — таких машин было 151 тысяча. Остальной парк состоял из московских "трёхтонок" и автомобилей других производителей.
"Полуторка" ГАЗ-ММ: рабочая лошадка войны
Эта легендарная машина, запущенная в производство в 1938 году, была глубокой модернизацией модели ГАЗ-АА. Грузовик оснастили более мощным 50-сильным бензиновым двигателем, усилили карданный вал и подвеску, а также доработали рулевой механизм. При этом внешний вид автомобиля остался практически неизменным. Главными достоинствами "полуторки" были невероятная простота, неприхотливость и высочайшая ремонтопригодность в полевых условиях.
Санитарный ГАЗ-55 был важнейшей модификацией ГАЗ-ММ, которую выпускали в автобусном производстве ГАЗа. Адрес иллюстрации: http://uncle-vova.com/wp-content/uploads/2020/04/25-5.jpg
Универсальное шасси "полуторки" служило основой для множества специальных машин: фургонов полевых мастерских и санитарных автомобилей, цистерн-заправщиков и пожарных машин. На его базе также создавали автобусы, бронеавтомобили и самосвалы. За четыре военных года было выпущено почти 139 тысяч ГАЗ-ММ.
Конструкция ГАЗ-ММ военного времени была сильно упрощена. Внешние признаки упрощения: угловатые крылья и одна фара. Адрес иллюстрации: https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/05/04/1939984/011.jpg
После войны, с 1947 года, выпуск "полуторок" продолжился на Ульяновском автозаводе и был окончательно завершен в 1949 году. Всего за 11 лет производства в СССР было собрано около 985 тысяч автомобилей моделей АА и ММ.
"Трёхтонка" ЗИС-5: мощь московского автозавода
Вторым по массовости военным грузовиком стал московский ЗИС-5, производство которого завод имени Сталина начал в 1933 году. Эта машина появилась в результате глубокой модернизации модели АМО-3, которая, в свою очередь, вела свою родословную от американского грузовика Autocar Dispatch SA.
Довоенный ЗИС-5 имел штампованные крылья, две фары и гидравлический привод тормозов. Адрес иллюстрации: http://www.autoade.ru/wp-content/uploads/2016/03/1933-1941.-ЗИС-5.jpeg
ЗИС-5 вошел в историю как первый советский грузовик с гидравлическим приводом тормозов. Его 5,55-литровый двигатель развивал мощность 73 л.с. и представлял собой дефорсированную версию американского мотора Hercules модели WXB 1928 года, но с увеличенным рабочим объемом. Эта рядная "шестерка" выпускалась в таком виде до 1942 года.
ЗИС-5 военного времени лишился одной фары и гидравлических тормозов, получил угловатые крылья. Адрес иллюстрации: https://a.d-cd.net/6f63b804k52e-960.jpg
Со второго года войны конструкцию ЗИС-5 значительно упростили, добавив к индексу букву «В». На этой версии остались только механические тормоза на задней оси, а из откидных бортов оставили лишь задний. Машина стала легче, а ее двигатель — мощнее на 4 лошадиные силы. Всего таких упрощенных машин выпустили почти 67 тысяч, из которых чуть более 10 тысяч собрали в Ульяновске и 8,5 тысяч — в Миассе.
Необходимой модификацией ЗИС-5 стала мастерская для полевого ремонта танков.
Обратите внимание: Зеленский пообещал пересесть на велосипед в случае победы во втором туре.
Адрес иллюстрации: https://fishki.net/1292066-podvizhnye-sredstva-tehnicheskogo-obsluzhivanija-i-remonta-chast-1.html
Всего у ЗИС-5 существовало 35 различных модификаций. Среди них были машины с увеличенной базой для пожарных команд, прожекторных и зенитных установок. Также выпускалось трехосное шасси с повышенной до четырех тонн грузоподъемностью, которое служило основой для знаменитых "Катюш", заправщиков, бронеавтомобилей и автобусов. На базе ЗИС-5 создавали автомобили с газогенераторными установками, санитарные фургоны и самосвалы.
Заправщик строили на базе ЗИС-5 и трёхосный ЗИС-6, который был модификацией первого. Адрес иллюстрации: https://www.mini-koleso.ru/images/models/sbornie_modeli/ozapravshik_zis_5_bz_39.ak_35035/sovetskiy_benzozapravshik_zis_5_bz_39.2.product.lightbox.jpg
За 15 лет производства в Москве было выпущено чуть более 571 тысячи "трёхтонок". С 1942 года сборку этих машин организовали в Ульяновске, а с 1944 года — в Миассе. На этих заводах автомобили были несколько изменены в соответствии с местными производственными возможностями и получили в названии дополнительные индексы «Уль» и «Урал».
Арттягач ГАЗ-67: первый советский внедорожник
ГАЗ-67 по праву считается первым серийным внедорожником СССР. Его созданию предшествовали модели ГАЗ-61 (первый в мире полноприводный автомобиль с цельнометаллическим кузовом) и ГАЗ-64 (первый советский вездеход с открытым кузовом без дверей). В "Козлике", как ласково называли эту машину, конструкторы учли недостатки предыдущих версий и добавили множество улучшений.
ГАЗ-67 снабжался тентом на каркасе, который можно было быстро убрать, при необходимости, а так же шторками для проёмов кузова. Адрес иллюстрации: https://carsweek.ru/upload/uf/61a/61a5d22bc84751aaab6de456f793e548.jpg
Проектирование ГАЗ-67 началось в начале 1943 года, а к Первомаю были собраны первые опытные образцы. В начале сентября машину испытали в роли тягача для 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3 весом 1,85 тонны. За время испытаний тягач с пушкой преодолел 2200 км по бездорожью. Ходовая часть орудия не выдержала таких нагрузок, а вот сам ГАЗ-67 отделался лишь мелкими поломками. 23 сентября 1943 года автомобиль был поставлен на конвейер.
С пушкой ЗИС-3 ГАЗ-67 проходил испытания. Адрес иллюстрации: https://kolesa-uploads.ru/-/46c27392-d47f-4d9b-9b33-35fd6aeffcdd/image033.jpg
По проходимости ГАЗ-67 не имел равных среди советских автомобилей того времени. На бездорожье серийному "Козлику" официально разрешалось буксировать пушки весом до 1,25 тонны. На подъем крутизной 10,5% он мог двигаться на прямой передаче без потери скорости. Его расчетный динамический фактор составлял 0,71, что было выше, чем у американского Willys MB (0,61).
На фронте "Козлику" доверили "сорокапятку", она полегче. Адрес иллюстрации: https://www.kbsmirnova.ru/images/catalog/gaz-67/g3.jpg
ГАЗ-67 был настоящим универсалом: он мог буксировать артиллерийские орудия, перевозить раненых и командный состав, а также служить базой для различных военных надстроек. Крупная модернизация автомобиля была проведена в 1944 году, после чего к индексу добавили букву «Б». За 10 лет производства было выпущено почти 93 тысячи ГАЗ-67 и его модификаций.
Руль ГАЗ-67 имел четыре спицы, что отличало его от других газовских машин. Адрес иллюстрации: https://img.zr.ru/_ah/img/c_-dLPvQqg8pI85nOOyVUw
Конечно, в этом обзоре перечислены далеко не все автомобили, которые внесли свой вклад в Победу над фашизмом. Пожалуйста, дополните этот перечень в комментариях. Давайте вместе вспомним о роли автомобильной техники в достижении Великой Победы, которая была завоевана ценой миллионов человеческих жизней.
С Праздником Великой Победы, дорогие читатели! Желаю вам, вашим детям и внукам никогда не знать ужасов войны. Живите долго и счастливо, но помните, что история учит нас бдительности.
Также можно почитать:
Как начинались автомобильные аудиосистемы в СССР? 5 требований к первым автоприёмникам и 5 автомобилей СССР с радиоприёмниками
Как в СССР начали делать автомобильные дизели? 7 особенностей ярославских двухтактных дизелей и 5 причин отказа от них
3 первых советских дизеля и 5 причин, сдерживающих их распространение в автомобилестроении
Источники информации: https://yandex.ru/video/preview/10891885557428784109 https://warspot.ru/12297-studebeker-avtomobil-pobedy https://www.chayka.org/node/2016#:~:text=%D0%A1%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B5%D1%80%20%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B5,%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD
#авто #история #интересные факты #великая отечественная война #транспорт #военная техника #отечественный автопром
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: 3 легендарных автомобиля первого Парада Победы.