3 легендарных автомобиля первого Парада Победы

В День Великой Победы предлагаю вспомнить об автомобилях, участвовавших в первом Параде Победы. Он проходил в 1945 году, 24 июня. В числе военной техники по Красной площади прошли автомобили, помогавшие победить фашизм.

"Полуторка" ГАЗ-ММ самый массовый армейский грузовик. Адрес иллюстрации: https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/GAZ/1938%20GAZ-MM/900x/1539156015.jpg

К началу войны в армии числилось почти 273 тысячи автомобилей, среди которых 258 тысяч грузовиков и спецтехники на их базе. Подавляющее большинство (151 тысяча) из них были газовские «полуторки». Остальные – московские «трёхтонки» и машины других заводов.

"Полуторка" ГАЗ-ММ

Автомобиль стали выпускать в 38-м году, модернизировав ГАЗ-АА. Грузовик получил 50-сильный бензиновый мотор, усиленный карданный вал и подвеску, изменённый рулевой механизм. Внешне автомобиль не изменился. Отличался простотой, неприхотливостью, ремонтопригодностью.

Санитарный ГАЗ-55 был важнейшей модификацией ГАЗ-ММ, которую выпускали в автобусном производстве ГАЗа. Адрес иллюстрации: http://uncle-vova.com/wp-content/uploads/2020/04/25-5.jpg

На шасси монтировали фургоны мехмастерских и «санитарок», цистерны заправщиков и «пожарных». Они стали основой для автобусов, бронеавтомобилей и самосвалов. За четыре военных года «полуторок» выпустили почти 139 тысяч.

Конструкция ГАЗ-ММ военного времени была сильно упрощена. Внешние признаки упрощения: угловатые крылья и одна фара. Адрес иллюстрации: https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/05/04/1939984/011.jpg

С 47-го года выпуск продолжился в Ульяновске, где был завершён в 49-м году. Общее количество моделей АА и ММ, выпущенных в СССР за 11 лет – 985 тысяч.

"Трёхтонка" ЗИС-5

Вторым массовым военным грузовиком стал московский ЗИС-5. Завод Сталина начал выпускать их в 33-м году. Они стали результатом глубокой модернизации АМО-3, который произошёл от американского Dispatch SA фирмы Autucar.

Довоенный ЗИС-5 имел штампованные крылья, две фары и гидравлический привод тормозов. Адрес иллюстрации: http://www.autoade.ru/wp-content/uploads/2016/03/1933-1941.-ЗИС-5.jpeg

Пятый ЗИС считается первым в СССР грузовиком с гидроприводом тормозов. 5,55 литровый двигатель выдавал 73 л.с. и являлся дефорсированной версией американского мотора Hercules модели WXB 28-го года, с увеличенным объёмом. Рядная шестёрка в таком исполнении выпускалась до 42-го года.

ЗИС-5 военного времени лишился одной фары и гидравлических тормозов, получил угловатые крылья. Адрес иллюстрации: https://a.d-cd.net/6f63b804k52e-960.jpg

Со второго года войны ЗИС-5 упростили, добавив в индекс модели букву «В». Механические тормоза оставили только сзади, откидной борт – задний. Машина стала легче, мотор мощнее на 4 л.с. Таких машин выпустили почти 67 тысяч. Из них в Ульяновске – чуть больше 10 тысяч, в Миассе – 8,5.

Необходимой модификацией ЗИС-5 стала мастерская для полевого ремонта танков.

Обратите внимание: Зеленский пообещал пересесть на велосипед в случае победы во втором туре.

Адрес иллюстрации: https://fishki.net/1292066-podvizhnye-sredstva-tehnicheskogo-obsluzhivanija-i-remonta-chast-1.html

ЗИС-5 имел 35 модификаций. Среди них машины с увеличенной базой для «пожарных», прожекторных и зенитных установок. Трёхосное шасси под четырёхтонную нагрузку для «Катюш», заправщиков, бронеавтомобилей и автобусов. На грузовик ставили газовый генератор, санитарные фургоны и самосвалы.

Заправщик строили на базе ЗИС-5 и трёхосный ЗИС-6, который был модификацией первого. Адрес иллюстрации: https://www.mini-koleso.ru/images/models/sbornie_modeli/ozapravshik_zis_5_bz_39.ak_35035/sovetskiy_benzozapravshik_zis_5_bz_39.2.product.lightbox.jpg

В Москве за 15 лет выпустили чуть больше 571 тысячи «трёхтонок». С 42-го года машину стали делать в Ульяновске, а с 44-го – в Миассе. Здесь они были изменены в соответствии с возможностями производства и получили добавки Уль и Урал в названии модели.

Арттягач ГАЗ-67

Арттягач ГАЗ-67 считается первым внедорожником СССР, выпускавшимся серийно. Машина создана после ГАЗ-61, считавшегося первым полноприводником с металлическим кузовом в мире, и ГАЗ-64 – первый советский вездеход с кузовом без верха и дверей. В «Козлике» учли недостатки предыдущих версий и добавили преимуществ.

ГАЗ-67 снабжался тентом на каркасе, который можно было быстро убрать, при необходимости, а так же шторками для проёмов кузова. Адрес иллюстрации: https://carsweek.ru/upload/uf/61a/61a5d22bc84751aaab6de456f793e548.jpg

В начале 43-го года приступили к проектированию, к Первомаю собрали опытные образцы. Испытывали в начале сентября в качестве тягача пушки ЗИС-3 весом 1,85 тонны. Тягач с пушкой прошёл по бездорожью 2200 км. Ходовую пушки убили, а тягач отделался мелкими поломками. 23-го сентября ГАЗ-67 поставили на конвейер.

С пушкой ЗИС-3 ГАЗ-67 проходил испытания. Адрес иллюстрации: https://kolesa-uploads.ru/-/46c27392-d47f-4d9b-9b33-35fd6aeffcdd/image033.jpg

Среди автомобилей у ГАЗ-67 не было равных по проходимости. На бездорожье серийному «Козлику» «разрешили» тянуть пушку, весом 1,25 тонны. На дорожный подъём в 10,5% он «взлетал» на прямой передаче без потери скорости. Расчётный показатель – динамический фактор равнялся 0,71, что выше, чем у Виллиса (0,61).

На фронте "Козлику" доверили "сорокапятку", она полегче. Адрес иллюстрации: https://www.kbsmirnova.ru/images/catalog/gaz-67/g3.jpg

ГАЗ-67 умел буксировать пушки, перевозить раненных и командиров, а так же нести специальные надстройки военного назначения. Крупной модернизации автомобиль подвергся в 44-м году, получив в индекс букву «Б». За 10 лет выпустили почти 93 тысячи ГАЗ-67 и его модификаций.

Руль ГАЗ-67 имел четыре спицы, что отличало его от газовских машин. Адрес иллюстрации: https://img.zr.ru/_ah/img/c_-dLPvQqg8pI85nOOyVUw

Здесь перечислены не все автомобили, принимавшие участие в Победе над фашизмом. Пожалуйста, дополните перечень в комментариях. Вместе вспомним о роли машин в Великой Победе над фашизмом, для достижения которой положены миллионы людских жизней.

С Праздником Вас, дорогие читатели! Желаю Вам, вашим детям и внукам никогда не участвовать в военных битвах. Живите долго и счастливо, но не забывайте, что за рубежами нашей Родины водятся волки в овечьей шкуре.

Также можно почитать:

Как начинались автомобильные аудиосистемы в СССР? 5 требований к первым автоприёмникам и 5 автомобилей СССР с радиоприёмниками

Как в СССР начали делать автомобильные дизели? 7 особенностей ярославских двухтактных дизелей и 5 причин отказа от них

3 первых советских дизеля и 5 причин, сдерживающих их распространение в автомобилестроении

Источники информации: https://yandex.ru/video/preview/10891885557428784109 https://warspot.ru/12297-studebeker-avtomobil-pobedy https://www.chayka.org/node/2016#:~:text=%D0%A1%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B5%D1%80%20%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B5,%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD

#авто #история #интересные факты #великая отечественная война #транспорт #военная техника #отечественный автопром

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: 3 легендарных автомобиля первого Парада Победы.

Написать комментарий