В России наблюдается тревожная тенденция: количество угонов автомобилей растёт. Только за март этот показатель увеличился на 20-25%, а с начала года было похищено 264 машины, застрахованных по КАСКО. Как отмечают эксперты Российского союза автостраховщиков (РСА), основной целью преступников стали не целые автомобили, а дефицитные и дорогостоящие запчасти, спрос на которые резко вырос.
Какие автомобили чаще всего становятся жертвами угонщиков?
В группе повышенного риска находятся популярные и массовые модели. Лидерами печальной статистики остаются автомобили марок Kia, Hyundai и Toyota. Особенно часто угоняют кроссовер Hyundai Santa Fe. Эта картина стабильна: те же бренды возглавляли антирейтинг и по итогам 2021 года.
Также под прицелом угонщиков оказываются Kia Rio и Hyundai Solaris. Их популярность в качестве такси создаёт постоянный спрос на детали, которые в этом режиме эксплуатации быстро изнашиваются, поясняют в Национальном автомобильном союзе.
Преступники всё чаще воруют не целые автомобили, а конкретные дорогостоящие компоненты. Например, катализаторы, которые снижают вредные выбросы, «вырезают» и продают за 30-50 тысяч рублей. Их ценность объясняется содержанием драгоценных металлов, что делает их предметом интереса не только для чёрного рынка, но и для легальной утилизации. У премиальных автомобилей, таких как Land Rover или Mercedes, нередко снимают фары и отрывают зеркала.
Почему ситуация с угонами обострилась?
Основная причина — острый дефицит запчастей и их стремительный рост в цене. Сильнее всего это ударило по таксопаркам, которые вынуждены жёстко контролировать расходы. Ранее компании искали детали на вторичном рынке, но сейчас предложение не успевает за спросом, что создало питательную среду для преступности.
«Раньше битые машины для разбора привозили из-за рубежа. После блокировки логистических цепочек в сегменте авторазбора возник серьёзный дефицит», — объясняет Петр Шкуматов, представитель движения «Синие ведерки». Эксперты предупреждают, что к лету ситуация может ухудшиться, так как запасы легальных комплектующих будут иссякать.
При этом Центральный банк отклонил предложение разрешить использование некоторых б/у запчастей для ремонта по ОСАГО. Среди причин — необходимость повсеместной сертификации таких деталей и изменения законодательства. Кроме того, существует опасение, что легализация спроса на подержанные запчасти может спровоцировать новый виток краж.
Как защитить свой автомобиль от угона?
В регионах продажи противоугонных систем выросли на 30%, однако классическая сигнализация часто оказывается малоэффективной, особенно в ночное время, считает бывший заместитель главного редактора «За рулем» Игорь Моржаретто. Более надёжную защиту обеспечивают механические средства: замки на руль, педали, тормоз или капот.
Проблема в том, что найти такие устройства сейчас стало сложнее. «Они оснащаются импортной электроникой, а производителям не хватает комплектующих», — отмечает директор «Центра защиты автомобиля» Максим Чичерин. По его словам, 65-70% автовладельцев не могут найти подходящий блокиратор из-за отсутствия товара в наличии.
Обратите внимание: Сын купил редкую машину за 700 000 и теперь не может найти на нее запчасти.
Перспективной альтернативой может стать маркировка основных деталей автомобиля. С помощью специального состава на них наносится VIN-номер, который виден только под ультрафиолетовым светом. Это серьёзно осложняет сбыт украденных запчастей, так как доказывает их криминальное происхождение. Такой способ защиты относительно недорог: по оценкам экспертов, маркировка всего автомобиля обойдётся примерно в 4000 рублей.
Страхование как финансовый щит
Не стоит пренебрегать и страховой защитой. Если полис КАСКО кажется слишком дорогим, можно рассмотреть вариант с сокращённым покрытием, который, по сути, является классическим страхованием от угона и повреждений. Важно помнить, что обычный полис ОСАГО не покрывает риски, связанные с кражей автомобиля.
Страховщики, например в «Росгосстрахе», советуют не занижать страховую стоимость автомобиля при оформлении полиса. На фоне общего роста цен на машины «нижний порог» оценки может оказаться значительно ниже реальной стоимости авто на момент страхового случая, что приведёт к неполной компенсации.
Многие страховые компании, видя динамику рынка, сами предлагают клиентам пересмотреть сумму страхования по действующим договорам КАСКО в сторону увеличения. В «Абсолют Страховании» отмечают, что сумму страхового покрытия нередко предлагают повысить на 30–50%.
Если автомобиль всё же угнали, необходимо в течение двух суток обратиться в страховую компанию. После заявления у полиции есть 10 дней на поиски. Если машину не нашли, возбуждается уголовное дело, и можно требовать страховую выплату. Если автомобиль найдут позже, владельцу предстоит выбор: оставить себе компенсацию или вернуть деньги страховщику и забрать машину.
Важные нюансы страховых выплат при угоне
Существуют ситуации, в которых страховая компания может правомерно отказать в выплате. Классический пример — оставленные в салоне документы на автомобиль или ключи от него (если второй комплект не был предусмотрен договором). Такую позицию поддерживает и Верховный суд (решение 2019 года), поэтому крайне важно внимательно изучать договор и перечень страховых случаев.
Отдельного внимания требует дорогостоящее нештатное оборудование (акустика, мультимедийные системы и т.д.). Его обычно нужно страховать отдельно, иначе при наступлении страхового случая компенсации за эти элементы можно не получить.
Особая ситуация — угон кредитного автомобиля. Если он был застрахован по КАСКО, страховая выплата в первую очередь будет направлена банку на погашение остатка по кредиту. Если суммы страховки недостаточно, разницу обязан выплатить сам владелец.
Журналист Алексей Спешилов, редактор Никита Марычев
InvestFuture.ru
#авто #автомобилистам #машина #защита автомобиля #защита авто
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Автомобили все чаще крадут на запчасти. Как защититься?.
