ЗИЛ-133: история создания и конструктивные особенности самого большого советского бензинового грузовика

В начале 1960-х годов специалисты Завода имени Лихачёва приступили к разработке нового грузового автомобиля повышенной грузоподъёмности, получившего индекс ЗИЛ-133. Работы велись в рамках государственной программы по повышению эффективности автомобильного транспорта. Согласно требованиям ГОСТ 9314, машина относилась к группе «Б» с допустимой нагрузкой на ведущий мост в 6 тонн. Для достижения целевой грузоподъёмности в 8 тонн при соблюдении норм нагрузки на дорожное полотно конструкторы приняли решение использовать трёхосную схему с ведущей тележкой.

Один из первых опытных образцов ЗИЛ-133, отличавшийся множеством технических новшеств. Источник изображения: https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604

Планировалось, что автомобиль сможет буксировать прицеп массой 7 тонн, что в сумме давало полную массу автопоезда до 27 тонн. Стандартный двигатель от ЗИЛ-130 для таких задач оказался недостаточно мощным. Инженеры попытались модернизировать его, увеличив рабочий объём до 6 литров для получения 190 лошадиных сил, но испытания показали бесперспективность этого пути. В качестве альтернативы был рассмотрен 7-литровый двигатель от Урал-375, который планировалось форсировать до 220 л.с. Под использование 92-го бензина была переработана система впуска и охлаждения, а вентилятор оснастили электромагнитной муфтой. В трансмиссию включили двухдисковое сцепление от Урал-375Д и раздаточную коробку с блокируемым дифференциалом под электропневматическим управлением, которая также должна была получить трёхступенчатый демультипликатор.

В 1962 году первым ходовым прототипом семейства стал седельный тягач ЗИЛ-133В, что отличало этот проект от других разработок завода. Источник изображения: https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604

Конструкторы активно экспериментировали с базой ведущей тележки, увеличивая её на 90 мм, и с топливными баками разного объёма. Однако в итоге, стремясь к максимальной унификации, остановились на схеме, заимствованной у серийного ЗИЛ-131. В результате был создан базовый 8-тонный бортовой грузовик ЗИЛ-133 с колёсной базой 3,7 метра, тележкой длиной 1,4 метра и 220-сильным двигателем. Доводка этого мотора впоследствии надолго задержала запуск модели в серийное производство.

9 ключевых конструктивных особенностей опытного ЗИЛ-133

  • Пятиступенчатая механическая коробка передач с синхронизаторами.
  • Демультипликатор с электропневматическим управлением, имеющий две ступени: повышающую и понижающую.
  • Проходной средний мост с возможностью блокировки межколёсного дифференциала при помощи электропневмоклапана.

Длиннобазовый ЗИЛ-133Г изначально задумывался как одна из модификаций семейства, но в итоге стал первой и единственной серийной машиной под индексом ЗИЛ-133Г1, представлявшей собой трёхосную версию ЗИЛ-130. Источник изображения: http://denisovets.ru/zil/zilprototips/ZIL133G_4.jpg

  • Балансирная подвеска ведущих мостов с гипоидными главными парами.
  • Карданный вал среднего моста с усиленными шарнирами и промежуточной опорой с подшипником.
  • Усиленная передняя ось с более прочными шкворнями, поворотными кулаками и рычагами.

Кузов строительного самосвала ЗИЛ-133Д имел сходство с конструкциями, применявшимися на автомобилях МАЗ. Источник изображения: https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604

  • Тормозная система с широкими колодками. Стояночный тормоз был установлен на выходном валу демультипликатора.
  • Отдельный радиатор для системы гидроусилителя рулевого управления.
  • Бездисковые колёса.

Семейство ЗИЛ-133 включало несколько модификаций, различавшихся буквенными индексами: Б – самосвал для сельского хозяйства, В – седельный тягач, Г – длиннобазовый (4,61 м) бортовой грузовик, Д – строительный самосвал.

Обратите внимание: История компании TESLA.

Все эти машины успешно прошли комплексные испытания в 1968 году и получили рекомендацию для запуска в серийное производство.

Путь к конвейеру и эволюция модели

На конвейер в 1975 году встала длиннобазовая модификация, которая для снижения стоимости получила множество серийных узлов от ЗИЛ-130, включая двигатель. В индексе этой модели появилась цифра «1» (ЗИЛ-133Г1). В 1980 году грузовик оснастили модернизированной кабиной, увеличили грузоподъёмность до 10 тонн, что отразилось в индексе цифрой «2». Параллельно велись работы над созданием дизельной версии, однако собственный дизельный двигатель требовал длительной доводки.

ЗИЛ-133ГЯ с дизельным двигателем КамАЗ-740.10 стал первым серийным дизельным автомобилем ЗИЛ. Источник изображения: https://gunsfriend.ru/wp-content/uploads/8/f/3/8f3d3623790884c3da226b1aecb199a0.jpg

В 1979 году на ЗИЛ-133 начали устанавливать камазовский дизель модели 740.10, что обозначили буквой «Я» в индексе (ЗИЛ-133ГЯ). Внешне эта модификация отличалась удлинённым капотом и выступающей радиаторной решёткой. В начале 1980-х узлы и агрегаты длиннобазовой модели использовали для выпуска небольшой партии седельных тягачей.

С началом производства нового поколения грузовиков в 1988 году, ЗИЛ-133 получил кабину от модели 4331. Спустя 17 лет после старта выпуска, на него, наконец, установили собственный дизель ЗИЛ-645. Индекс машины сменился с «ГЯ» на «Г40». Выпуск этой версии продолжался ещё два года. На часть автомобилей также устанавливали 200- и 210-сильные двигатели ЗИЛ-6454 и ЗИЛ-6453, а также 195-сильный ЯМЗ-236А-1. Под новым индексом ЗИЛ-630900 (или ЗИЛ-630Нщ) модель производилась вплоть до 2002 года.

ЗИЛ-133Г40 с новой кабиной и дизельными двигателями ЗИЛ и ЯМЗ. Известен под индексами ЗИЛ-630900 и ЗИЛ-630Нщ. Источник изображения: https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604

В зависимости от типа двигателя, автомобили комплектовались 5- , 9- или 10-ступенчатыми коробками передач. В 2002 году 10-тонные ЗИЛ-6309Н0 начали оснащать 230-сильным ярославским дизелем. Именно на этой модификации в 2005 году завершилось производство легендарного семейства ЗИЛ-133, которое по праву считается самым крупным советским грузовиком с карбюраторным двигателем.

Целеустремлённость и настойчивость инженеров ЗИЛа позволили за три десятилетия создать почти три десятка модификаций трёхосных грузовиков. Многие технические решения, опробованные и отработанные на ЗИЛ-133, впоследствии легли в основу конструкции знаменитых камазовских автомобилей.

Рекомендуем к прочтению:

Вспомнил, как учился водить ЗИЛ-555 и 3 случая, сформировавших впечатление об этом советском самосвале

Каким был грузовик-вездеход Советской Армии и нефтегазового комплекса? КрАЗ-255Б и армейская быль о нём

Почему 45 лет назад московский КамАЗ-5510 приняли в производство, а в серию пошёл челнинский КамАЗ-5511

Источники информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИЛ-133, https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604, http://denisovets.ru/zil/zilpages/zil133.html

#авто #история #интересные факты #транспорт #отечественный автопром #автомобили #грузовики

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Самый большой советский грузовой «карбюраторник». История создания и 9 конструктивных особенностей зил-133.