Самый большой советский грузовой «карбюраторник». История создания и 9 конструктивных особенностей зил-133

Выполняя государственные решения по повышению производительности транспорта за счёт грузоподъёмности, зиловцы начали разработку ЗИЛ-133 в начале 60-х. Автомобиль типажной группы «Б» по 9314-му ГОСТу с нагрузкой на ведущий мост 6 тонн. Для запланированной грузоподъёмности в 8 тонн и ограниченной нагрузки на дорогу понадобилась третья ось, вошедшая в ведущую тележку.

Один из первых опытных образцов ЗИЛ-133 имел множество нововведений. Адрес иллюстрации: https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604

Предполагалось буксировать 7-ми тонный прицеп, что увеличивало расчетный вес автопоезда до 27 тонн. Серийный 130-й мотор – слабоват. Попытались его модернизировать до объёма в 6 л, чтобы получить 190 л.с. Заводские испытания показали бесперспективность идеи. Расточили до 7-ми литров 375-й ураловский двигатель, рассчитывая снять с него 220 л.с.

Под 92-й бензин изменили систему впуска и охлаждения, оснастив вентилятор электромагнитной муфтой. Применили сцепление от Урал-375Д с двумя дисками. Раздатку с блокируемым электропневматическим управлением дифференциалом и раздельной раздачей момента на мосты тележки. Её предполагали оснастить демультипликатором с тремя ступенями.

В отличии от других разработок первым ходовым представителем семейства в 1962 году стал седельный тягач ЗИЛ-133В. Адрес иллюстрации: https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604

Первым опытным стал в 62-м году сидельный тягач. Много экспериментировали с базой тележки, увеличивая её на 90 мм, установкой баков разного объёма, но унификация победила, остановились на серийной схеме 131-го ЗИЛа. Получился базовый бортовой 8-тонный тягач ЗИЛ-133 с базой 3,7 м, 1,4 метровой тележкой и 220-сильным мотором, который долго задерживал серийное производство.

9 основных особенностей опытного ЗИЛ-133:

  • Синхронизированная КПП с 5-ю ступенями.
  • Демультипликатор с электропневмоуправлением и двумя ступенями (повышающая и понижающая).
  • Проходной средний мост с блокировкой дифференциала электропневмоклапаном.
Длиннобазовый ЗИЛ-133Г задумывался как один из представителей семейства, а стал первой и единственной серийной машиной ЗИЛ-133Г1 - трёхосной версией ЗИЛ-130. Адрес иллюстрации: http://denisovets.ru/zil/zilprototips/ZIL133G_4.jpg
  • Балансирная подвеска ведущих мостов с главными парами гипоидного типа.
  • Кардан среднего моста с усиленными шарнирами и промежуточным подшипником.
  • Передняя ось с усилением шкворней и поворотных кулаков с рычагами.
Кузов строительного самосвала ЗИЛ-133Д был похож на мазовский. Адрес иллюстрации: https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604
  • Тормоза с широкими колодками и стояночным тормозом на выходном валу демультипликатора.
  • Радиатор гидроусилителя руля.
  • Колёса без дисков.

В линейку 133-х ЗИЛов вошли машины, отличающиеся буквами в заводском индексе: Б – сельхозсамосвал, В – сидельный тягач, Г- бортовой тягач с длинной базой (4,61 м), Д – строительный самосвал.

Обратите внимание: История компании TESLA.

Они все прошли испытания в 68-м году с рекомендацией к серийному производству.

Как ЗИЛ-133 пошёл в серию?

На конвейер в 75-м году встал длиннобазовый тягач, который получил значительное количество серийных 130-х узлов, в том числе мотор. К его заводскому индексу добавилась цифра «1». В 80-м ему поставили модернизированную зиловскую кабину и сделали 10-тонным, о чём сообщала цифра «2» в заводском индексе. Одновременно работали над дизельным вариантом машины. Свой дизель доводили долго.

С камазовским дизелем ЗИЛ-133ГЯ стал первым серийным дизельным ЗИЛом. Адрес иллюстрации: https://gunsfriend.ru/wp-content/uploads/8/f/3/8f3d3623790884c3da226b1aecb199a0.jpg

Камазовский дизель модели 740.10 появился на 133-м ЗИЛе в 79-м году. В заводском индексе об этом сообщила буква «Я». Внешней отличительной особенностью машины был удлинённый капот с выпирающей радиаторной решёткой. В начале 80-х узлы длиннобазовой машины применили на малой партии седельных тягачей.

После постановки на конвейер нового поколения зиловских грузовиков в 88-м году на 133-й поставили кабину 4331 и, через 17 лет серийного выпуска, дизель ЗИЛ-645, индекс грузовика вместо букв «ГЯ» получил сочетание «Г40» и выпускался ещё два года. На некоторые машины ставили 200 и 210-сильный зиловский дизель модели 6454 и 6453, а также 195-сильный ЯМЗ-236А-1. Машину назвали ЗИЛ-630900 и выпускали до 2002 года.

ЗИЛ-133Г40 получил новую кабину и оснащался зиловскими и ярославскими дизелями. Индекс модели был ЗИЛ-630900 и ЗИЛ-630Нщ. Адрес иллюстрации: https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604

Различные моторы комплектовались КПП с пятью, десятью и девятью ступенями. В 2002-м 10-тонники ЗИЛ-6309Н0 стали оснащать 230-сильным ярославским дизелем. На этой модификации в 2005 году закончилось производство 133-х ЗИЛов, которые называют самыми крупными советскими «карбюраторниками».

Целеустремлённость и инициативная настойчивость зиловских специалистов позволили за 30 лет создать почти три десятка модификаций трёхосных ЗИЛов и на практике поверить идеи, которые стали основой камазовских грузовиков.

Ещё можно прочитать:

Вспомнил, как учился водить ЗИЛ-555 и 3 случая, сформировавших впечатление об этом советском самосвале

Каким был грузовик-вездеход Советской Армии и нефтегазового комплекса? КрАЗ-255Б и армейская быль о нём

Почему 45 лет назад московский КамАЗ-5510 приняли в производство, а в серию пошёл челнинский КамАЗ-5511

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИЛ-133, https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604, http://denisovets.ru/zil/zilpages/zil133.html

#авто #история #интересные факты #транспорт #отечественный автопром #автомобили #грузовики

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Самый большой советский грузовой «карбюраторник». История создания и 9 конструктивных особенностей зил-133.