Почему 45 лет назад московский КамАЗ-5510 приняли в производство, а в серию пошёл челнинский КамАЗ-5511

Камазовский самосвал проектировали на ЗИЛе. Основой стал ЗИЛ-170С. Два шасси с индексом Э5510 и ярославским дизелем 7Э641-й серии появились 69-м году. Их отправили на мытищинский завод (ММЗ), которому до конца года государственным постановлением было поручено подготовить к испытаниям 7-тонные самосвалы для сыпучих грузов. Кратко история создания экспериментальных камазовских самосвалов описана ниже.

Опытный образец ЗИЛ-ММЗ-Э5510 первой серии спроектировали по мотивам ЗИЛ-170С. Адрес иллюстрации: https://a.d-cd.net/9aad7du-960.jpg

Как создавали КамАЗ-5510?

В Мытищах государственное поручение выполнили в срок, добавив к индексу шасси буквы ЗИЛ-ММЗ. Самосвал получил кузов ковшового типа с задней разгрузкой и гидроцилиндром в середине платформы. Заводские испытания проводились до осени 70-го года, после чего одну машину отправили в Минск, другая вернулась в Мытищи.

В Мытищах на испытанном шасси сменили самосвальную установку. Кузов стал коробчатым, гидроцилиндр перенесли вперёд. Объём платформы составил 5 кубометров. При своей массе 7,27 тонны самосвал вёз 7 тонн груза. Подъём и опускание платформы осуществлялось рычагом управления КОМ, установленным на полу кабины. Машина получила индекс 2Э5510.

ЗИЛ-ММЗ-2Э5510 стал с платформой коробчатого типа второй опытной серией. Адрес иллюстрации: https://laifhak.ru/media/tehnikacccp/posmotrim-kak-iz-neseriinogo-gruzovika-zil-170-poluchilsia-kamaz-5320-5f8fefd96dc8f92eda900945

В Минске к этому времени МАЗ-503 уже модернизировали и значительно продвинулись в конструкции самосвальной установки. Здесь на зиловское шасси установили самосвальную установку своей конструкции. Гидравлическая система самосвала имела электропневматическое управление с клавишами на панели приборов.

Эксплуатационные испытания в 71-м году оба самосвала проходили на грунтовых и асфальтированных дорогах угличского карьера НАМИ и строек Рыбинска и Москвы. Мытищинская платформа испытания не выдержала. Работы по доводке самосвала поручили Минску, где продолжилось совершенствование конструкции самосвала.

Кабина камазовского самосвала выгодно отличалась от советских кабин того времени не только комфортабельностью, но и отсутствием на полу рычага управления платформой. Адрес иллюстрации: https://laifhak.ru/media/tehnikacccp/posmotrim-kak-iz-neseriinogo-gruzovika-zil-170-poluchilsia-kamaz-5320-5f8fefd96dc8f92eda900945

В начале 71-го года на ЗИЛе собрали опытное шасси второй серии с индексом КамАЗ-2Э5510. На нём был ярославский мотор 7401-й серии с моментом 55 кгс/м. В Минске поставили на шасси свою усовершенствованную самосвальную установку.

Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..

Специалистов МАЗа обязали разработать технологию изготовления установки для строящегося завода автосамосвалов в башкирском Нефтекамске (сейчас Башкортостан).

В конце 71-го года ЗИЛ сделал два опытных шасси 3-й партии с индексом КамАЗ-3Э5510. На них в Минске поставили установки второй серии, которые позднее заменили на третью. Для сравнения характеристик их испытывали с доработанным мытищинским самосвалом и модернизированным минским.

КамАЗ-3Э5510 с минской платформой третьей опытной серии. Адрес иллюстрации: https://autopedia.fandom.com/ru/wiki/КамАЗ-5510?file=Kamaz_5510_opytnyj_1.jpeg

Для межведомственных испытаний осенью 72-го года зиловцы построили ещё пару шасси КамАЗ-5510, на которые минчане поставили установки 3Э5510-й серии. Испытания машины завершились в следующем году. Приняли решение о постановке на производство, подготовка которого началась незамедлительно. До 75-го года на ЗИЛе сделали 54 опытных образца КамАЗов разных модификаций, постоянно их совершенствуя.

Почему КамАЗ-5510 не стал серийным?

Камский завод ещё строился, но в первый день апреля 70-го года создали конструкторское подразделение названное управлением (УГК). Его специалисты приступили к изучению документации, полученной с ЗИЛа, и обнаружили поразившее их не соответствие. В Минске делают семи тонный самосвал, в Кременчуге – 12-ти тонный. Решили, что не стоит конкурировать с минским самосвалом, надо делать свой.

КамАЗ-5511 сделали по мотивам Магируса. Адрес иллюстрации: https://русская-сила.рф/img.shtml?img=/guide/army/tr/kamaz5511-18.jpg

Идею удалось донести до руководства завода, позднее до чиновников автопрома и государства. Это оказалось делом не лёгким и не быстрым. Только после пуска конвейера КамАЗа в 76-м году удалось приступить к срочному проектированию десятитонного самосвала. Через год пять челнинских самосвалов начали испытывать на ресурс.

В это время на строящийся завод-спутник в Нефтекамске с разных заводов страны начали поступать оснастка и инструмент для производства КамАЗ-5510. Впоследствии большую её часть отправили в металлолом. Запущенный процесс не просто остановить даже при развитом социализме. Первые КамАЗ-5511 сделали в Нефтекамске в 77-м году 15 апреля. Сорок пять лет назад получается.

Нефтекамские КамАЗ-5511 на первомайской демонстрации 1977 года в Уфе: Адрес иллюстрации: https://русская-сила.рф/img.shtml?img=/guide/army/tr/kamaz5511-7.jpg

В одиннадцатый день октября запустили конвейер в Нефтекамске (сейчас НефАЗ). Десятитонные самосвалы делали по обходной технологии, когда вместо металлического литья применяли сварочные конструкции, резиновое литьё заменяли листовой резиной, металлические профильные детали платформы гнули из листа.

Всё это значительно увеличивало затраты на производство машины, но стране нужны были самосвалы, поэтому на 78-й год спустили план в 15 тысяч нефтекамских "десятитонников". Первые годы производства были трудными, но уже через пять лет в Нефтекамске осилили за год 40000 самосвалов.

С этим можно ознакомиться:

Мазисты, так называли водителей МАЗов в СССР. 5 причин популярности МАЗ-500

Где делают крепёж для российского автопрома. 5 условий и главная причина успеха завода "Автонормаль"

Россия начинает строить карьерные самосвалы. Пока только два, но ведь лиха беда начало

#авто #история #интересные факты #ссср #транспорт #отечественный автопром #автомобили #грузовики #камаз

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Почему 45 лет назад московский КамАЗ-5510 приняли в производство, а в серию пошёл челнинский КамАЗ-5511.