История первого камазовского самосвала началась не в Набережных Челнах, а в Москве, на заводе имени Лихачёва (ЗИЛ). За основу был взят грузовик ЗИЛ-170С. В 1969 году появились два опытных шасси с индексом Э5510, оснащённые ярославским дизельным двигателем серии 7Э641. Их передали на Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ), которому поручили создать на их базе 7-тонный самосвал для сыпучих грузов. Так начался путь, который привёл к появлению двух разных машин.
Опытный образец ЗИЛ-ММЗ-Э5510 первой серии спроектировали по мотивам ЗИЛ-170С. Адрес иллюстрации: https://a.d-cd.net/9aad7du-960.jpg
Создание и испытания КамАЗ-5510
Мытищинские инженеры выполнили задание в срок, создав самосвал с ковшовым кузовом и задней разгрузкой. Гидроцилиндр, поднимавший платформу, располагался по центру. После заводских испытаний, длившихся до осени 1970 года, одну машину отправили в Минск на МАЗ, а другую оставили для доработок.
В Мытищах на испытанном шасси полностью переделали самосвальную установку. Вместо ковша появился коробчатый кузов объёмом 5 кубометров, а гидроцилиндр переместили вперёд. Машина, получившая индекс 2Э5510, весила 7,27 тонны и могла перевозить 7 тонн груза. Управление подъёмом платформы осуществлялось рычагом на полу кабины.
ЗИЛ-ММЗ-2Э5510 стал с платформой коробчатого типа второй опытной серией. Адрес иллюстрации: https://laifhak.ru/media/tehnikacccp/posmotrim-kak-iz-neseriinogo-gruzovika-zil-170-poluchilsia-kamaz-5320-5f8fefd96dc8f92eda900945
Тем временем в Минске на базе зиловского шасси установили собственную, более совершенную самосвальную установку. Её ключевым отличием стало электропневматическое управление с кнопками на приборной панели, что было прогрессивным решением для того времени.
В 1971 году оба самосвала — мытищинский и минский — прошли эксплуатационные испытания на стройках и в карьерах. Конструкция платформы от ММЗ показала себя не лучшим образом, и все дальнейшие работы по доводке самосвала поручили специалистам Минского автозавода.
Кабина камазовского самосвала выгодно отличалась от советских кабин того времени не только комфортабельностью, но и отсутствием на полу рычага управления платформой. Адрес иллюстрации: https://laifhak.ru/media/tehnikacccp/posmotrim-kak-iz-neseriinogo-gruzovika-zil-170-poluchilsia-kamaz-5320-5f8fefd96dc8f92eda900945
Работы продолжились: в 1971 году на ЗИЛе собрали шасси второй серии с новым ярославским двигателем КамАЗ-740. На него в Минске установили усовершенствованную платформу. Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему.. Минских специалистов также обязали разработать технологию производства для строящегося завода автосамосвалов в Нефтекамске.
К концу 1971 года появились шасси третьей партии — КамАЗ-3Э5510, на которые ставили платформы разных поколений для сравнительных испытаний. К 1973 году межведомственные испытания были успешно завершены, и самосвал КамАЗ-5510 рекомендовали к серийному производству. До 1975 года на ЗИЛе изготовили 54 опытных образца различных модификаций КамАЗа.
КамАЗ-3Э5510 с минской платформой третьей опытной серии. Адрес иллюстрации: https://autopedia.fandom.com/ru/wiki/КамАЗ-5510?file=Kamaz_5510_opytnyj_1.jpeg
Рождение альтернативы: почему появился КамАЗ-5511
Пока в Москве и Минске доводили 7-тонный самосвал, в Набережных Челнах, где вовсю строился Камский автозавод, уже работало собственное Управление главного конструктора (УГК). Изучив документацию по КамАЗ-5510, челнинские инженеры пришли к выводу, что создавать семитонник нерационально. В Минске уже был успешный МАЗ-503 аналогичной грузоподъёмности, а в Кременчуге — 12-тонный КрАЗ. Они предложили смелую идею: разработать принципиально новую машину грузоподъёмностью 10 тонн, чтобы заполнить пустующую нишу на рынке.
КамАЗ-5511 сделали по мотивам Магируса. Адрес иллюстрации: https://русская-сила.рф/img.shtml?img=/guide/army/tr/kamaz5511-18.jpg
Убедить руководство завода, а затем и чиновников Госавтопрома, было непросто. Разрешение на разработку десятитонного самосвала удалось получить только после пуска главного конвейера КамАЗа в 1976 году. Работа закипела в авральном режиме. Уже через год, в 1977-м, пять первых челнинских самосвалов КамАЗ-5511 вышли на ресурсные испытания.
Парадокс ситуации заключался в том, что в это же время на строящийся завод в Нефтекамск со всей страны уже поступало оборудование для производства «московского» КамАЗ-5510. Большую часть этой оснастки в итоге отправили в утиль. Несмотря на инерцию плановой экономики, решение в пользу более перспективной модели взяло верх.
Триумф «челнинца»: начало серийного производства
Первую партию из нескольких КамАЗ-5511 собрали в Нефтекамске 15 апреля 1977 года — ровно 45 лет назад. А 11 октября того же года на Нефтекамском автозаводе (НефАЗ) был официально запущен конвейер по производству этих самосвалов.
Нефтекамские КамАЗ-5511 на первомайской демонстрации 1977 года в Уфе: Адрес иллюстрации: https://русская-сила.рф/img.shtml?img=/guide/army/tr/kamaz5511-7.jpg
Первое время производство шло по обходной технологии: вместо штамповки и литья использовали сварные конструкции, что увеличивало стоимость и трудозатраты. Однако страна остро нуждалась в современных самосвалах, и план на 1978 год составил 15 тысяч машин. Несмотря на все трудности начального этапа, завод быстро набрал обороты, и уже к середине 1980-х годов ежегодный выпуск превышал 40 тысяч самосвалов КамАЗ-5511. Эта модель стала настоящей рабочей лошадкой советской и постсоветской стройки, доказав правильность выбора челнинских конструкторов.
С этим можно ознакомиться:
Мазисты, так называли водителей МАЗов в СССР. 5 причин популярности МАЗ-500
Где делают крепёж для российского автопрома. 5 условий и главная причина успеха завода "Автонормаль"
Россия начинает строить карьерные самосвалы. Пока только два, но ведь лиха беда начало
#авто #история #интересные факты #ссср #транспорт #отечественный автопром #автомобили #грузовики #камаз
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Почему 45 лет назад московский КамАЗ-5510 приняли в производство, а в серию пошёл челнинский КамАЗ-5511.

