История Биробиджана и Еврейской автономной области (ЕАО) — это уникальный и во многом трагический социальный эксперимент советской власти. Возникновение еврейского национального образования в сибирской тайге выглядит парадоксально и часто воспринимается как своеобразный исторический курьёз или даже тонкая насмешка.
Лирическое отступление
С детства меня увлекали история и география. Я могла часами изучать атласы, страницу за страницей, включая алфавитные указатели. Именно так, разглядывая карту Советского Союза, я впервые обнаружила среди дальневосточных просторов Еврейскую автономную область. Этот факт вызывал недоумение: как народ, исторически связанный с Ближним Востоком, оказался в сибирской глуши? Школьные учебники обходили эту тему молчанием, что лишь подогревало моё любопытство. Поэтому поездка на Дальний Восток стала для меня возможностью лично исследовать причины и обстоятельства этого уникального явления.
Конец лирического отступления
Здание правительства ЕАО
Политический замысел: два в одном
Создание ЕАО в 1930-х годах было продиктовано комплексом политических и экономических причин. Во-первых, власти СССР стремились решить так называемый «еврейский вопрос», обострившийся после погромов в западных регионах страны. Первоначально рассматривался вариант с Крымом, но он столкнулся с сопротивлением местного населения. Дальний Восток, обезлюдевший после Гражданской войны и связанный с центром лишь Транссибом, казался идеальной «чистой страницей». Таким образом, переселение евреев убивало двух зайцев: формально решало национальный вопрос и укрепляло населением стратегически важные приамурские рубежи. Дополнительным бонусом было «разбавление» враждебно настроенного к советской власти казачьего населения.
Во-вторых, впервые за столетия евреи получили шанс создать своё территориальное образование, о чём мечтали со времён древних царств. Пусть и под контролем Москвы, это был шаг к национальной автономии.
Менора — символ иудаизма
Международный проект и суровая реальность
Для организации переселения были созданы специальные структуры — КОМЗЕТ и ОЗЕТ. Удивительно, но проект имел даже международную поддержку: американское общество «ИКОР» помогало с поставками техники и консультациями. Однако массового исхода не случилось. За всё время в Биробиджан переехало около 20 тысяч евреев, что составляло лишь 0.1% от мировой диаспоры. Среди них были и несколько сотен иностранных идеалистов, поверивших в коммунистическую утопию. Некоторые же использовали переселение как лазейку для бегства через границу в Маньчжурию.
Памятник первым переселенцам
ЕАО так и не стала «советским Израилем». Пик еврейского населения пришёлся на 1930-е годы, после чего его доля неуклонно снижалась. В 1990-е произошёл массовый исход в Израиль. Сегодня лишь около 1% жителей области идентифицируют себя как евреи.
Обратите внимание: Хочу предостеречь людей от переезда в Биробиджан: это регион для наказания и ссылки.
Особый путь: идиш вместо иврита
Интересной особенностью проекта было продвижение идиша в качестве основы национальной культуры. В отличие от современного Израиля, где государственный язык — иврит, советские евреи-ашкенази в основном говорили на идише, языке, вобравшем в себя элементы немецкого, славянских и других языков. Это был сознательный шаг по созданию «советской» еврейской идентичности, отделённой от религиозного сионизма.
Провал планов и сталинские репрессии
Планы властей были грандиозны: к 1938 году население должно было достичь 150 тысяч человек. Реальность оказалась суровой. Из почти 20 тысяч прибывших к 1934 году осталось менее половины. Проект по привлечению иностранцев провалился: из-за границы приехало всего около 500 человек, и большинство вскоре уехало, особенно после голода 1933 года.
(из varlamov.ru)
Идея выделить евреям «дальневосточный гектар» для реализации их вековой мечты о земле имела рациональное зерно. Однако суровый климат, болота и тайга были далеки от благодатных чернозёмов. А закончилась эта история, как и многое в ту эпоху, трагедией. Из 311 делегатов первого съезда Советов ЕАО репрессиям подверглись 291 человек. Та же участь постигла и многих иностранных переселенцев. Их судьбы — отдельная и малоизученная страница истории, полная трагического идеализма и разочарований.
Набережная Биробиджана
Личное послесловие
Размышляя о Биробиджане, я невольно вспоминаю фильм «Восток-Запад». Я — потомок репрессированных, и, возможно, страх перед государственной машиной у меня в генах. Раньше я не понимала героев, добровольно возвращавшихся в СССР. Теперь, наблюдая за современными процессами, я сама чувствую себя такой же «возвращенкой», которая в шутку ждёт, когда за «нон-конформизм» её отправят осваивать те же дальневосточные просторы.
Еще статьи о моём 15 000 км автопробеге по стране:
На чём ездят во Владике или Тойота и только Тойота.
А здесь окончание моего путешествия, но начало моего блога - Находка, широта крымская, долгота колымская - Часть 1 и Часть 2.
Метки: #путешествия #еврейская автономная область #дальний восток #хавалом по дорогам #самара-владивосток 2021 #valenok.express путешествия
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Биробиджан – земля (не)обетованная в сибирских болотах.
