Для комфортной жизни в автодоме во время длительных путешествий необходим надёжный и достаточный источник электроэнергии. В отличие от минималистов, обходящихся лишь освещением, наша семья активно пользуется энергоёмкими приборами: холодильником, усилителем сотовой связи и иногда бытовым кондиционером.
Энергетическая система автодома
Чтобы обеспечить работу всего оборудования, мы дополнили штатный стартерный аккумулятор двумя AGM-батареями в салоне. Их общая ёмкость составляет 300 А*ч. За вечер и ночь мы обычно расходуем 30-40% от этого запаса, что является оптимальным и щадящим режимом для таких батарей. Однако без подзарядки они полностью разрядятся уже за полтора дня.
Постоянно заводить дизельный двигатель для подзарядки — не лучшее решение. Длительная работа на холостых ходах вредит мотору, да и сам процесс шумный и неэкологичный. Идеальным решением для автономного энергоснабжения стали солнечные батареи — по нашему опыту, это один из самых важных элементов оснащения для путешествий на автодоме.
Delta Gel200А*ч
Планирование и выбор оборудования
Наш фургон длиной 7 метров имеет просторную крышу размером 430х150 см. Производитель предусмотрел установку рейлингов, которые мы планируем использовать не только для крепления маркизы в будущем, но и для монтажа солнечных панелей.
После изучения рынка мы выбрали солнечные панели Delta SM 150-12 M. Это отличный вариант по соотношению цены и качества: они хорошо сделаны и эффективно заряжают аккумуляторы даже в условиях слабого освещения, например, в поздних сумерках.
Между люками на крыше удалось компактно разместить три панели размером 150x70 см каждая. Их суммарная мощность составила 450 Вт.
Солнечная батарея Delta SM 150-12 M
Для крепления панелей к рейлингам мы использовали алюминиевые направляющие от шкафов-купе, металлические уголки, болты и гайки.
Сердце системы: контроллер заряда
Ключевым элементом всей солнечной энергосистемы является контроллер заряда. Мы остановились на модели, выполненной по современной технологии MPPT.
MPPT контроллер заряда аккумуляторов от солнечных панелей Delta MPPT2440 40А 12/24В
Важно понимать, что подключать солнечные панели (рассчитанные на 12 или 24 В) напрямую к клеммам аккумулятора нельзя. Панель не отслеживает уровень заряда батареи и в солнечный день будет подавать энергию постоянно, что приведёт к перезаряду и быстрой деградации аккумулятора. Контроллер решает эту проблему, интеллектуально управляя процессом.
PWM vs MPPT: в чём разница?
Существует два основных типа контроллеров. Более простые и дешёвые — PWM (ШИМ). Они работают по принципу широтно-импульсной модуляции. Когда 12-вольтовая панель выдаёт 14-15 В, такой контроллер часть энергии направляет на заряд, а излишки рассеивает в виде тепла.
Главный недостаток PWM-контроллеров проявляется в пасмурную погоду. Если панель не может выдать необходимое рабочее напряжение (14-15 В), зарядка прекращается, так как эти контроллеры не умеют повышать поступающее напряжение.
MPPT-контроллеры сложнее и дороже, но их эффективность (КПД) значительно выше. Их главное преимущество — способность преобразовывать избыточное напряжение в силу тока. Это позволяет соединять панели последовательно, повышая общее рабочее напряжение (до 24, 36, 48 В). Благодаря этому даже в облачную погоду на вход контроллера поступает напряжение выше 12 В, что обеспечивает непрерывную и эффективную зарядку аккумуляторов. Кроме того, MPPT-контроллеры могут повышать низкое напряжение при достаточной силе тока, что делает их более универсальными.
Чтобы не перегружать статью деталями, подробности монтажа и настройки всей системы мы предлагаем рассмотреть в следующей публикации, если эта тема вызовет интерес у читателей.
#строимавтодом #автодом своими руками #автодом #автодом из фургона #автодом из микроавтобуса
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Как мы выбирали солнечные панели?.

