Автогонщики-фронтовики: как герои войны покоряли гоночные трассы
История советского автоспорта неразрывно связана с именами тех, кто прошел через горнило Великой Отечественной войны. Для этих людей понятия долга, отваги и самопожертвования были не пустыми словами — они доказали их на полях сражений, а затем перенесли этот боевой дух на мирные гоночные трассы. Их спортивные победы стали продолжением подвига, совершенного во имя Родины. Давайте вспомним некоторых из этих удивительных людей, сумевших совместить в своей жизни две, казалось бы, разные стихии — войну и скорость.
Артур Бренцис: от радиста-разведчика до чемпиона по ралли
Артур Павлович Бренцис (1924–1969), уроженец Москвы, был призван в армию в самом начале войны. Он служил радистом в разведке, а его боевые заслуги отмечены орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, а также медалью «За отвагу». После Победы он нашел свое призвание в автоспорте, выступая за АМК ДОСААФ. Вместе с А. Жилиным он стал чемпионом СССР по ралли в роли штурмана. Бренцис также внес значительный вклад в развитие спорта как тренер московского автомотоклуба, председатель секции автомобильного спорта и преподаватель. В 1959 году он участвовал в престижном международном ралли «1000 озер» в Финляндии в одном экипаже с другой легендой — Валерией Борц.
Валерия Борц: от молодогвардейки до мастера спорта
Валерия Давыдовна Борц (1927–1996) — уникальная фигура в истории. В юности, в оккупированном Краснодоне, она стала активной участницей подпольной организации «Молодая гвардия», занимаясь разведкой. После провала организации ей чудом удалось избежать ареста и скрыться. За участие в сопротивлении она была награждена орденом Красной Звезды и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
В мирное время ее страстью стал автомобильный спорт. В 1957 году она вместе с мужем впервые стартовала в официальных ралли, а к 1960 году выполнила норматив мастера спорта СССР, став одной из первых женщин, добившихся такого высокого звания в автоспорте.
Александр Ипатенко: путь от солдата до заслуженного тренера
Александр Васильевич Ипатенко (1925–2010), награжденный орденом Отечественной войны и медалью «За отвагу», после войны целиком посвятил себя гонкам. Он достиг высочайших званий — заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР.
Его карьера была яркой и насыщенной: серебро чемпионата СССР 1951 года на экспериментальном «Москвиче», выступления за команду «Автоэкспорт» и участие в легендарных международных марафонах, таких как «Тур Европы» и «Лондон – Сидней». Ипатенко также оставил след в культуре, снявшись в фильме «Гонщики» и став соавтором книги «Тренер и автомобильный спорт».
Петр Казьмин: летчик-испытатель и чемпион трасс
Петр Иванович Казьмин (1915–2010) — человек удивительной судьбы. Участник Великой Отечественной, летчик-испытатель, герой России, награжденный множеством орденов и медалей.
Обратите внимание: На этой машине ездили герои Кавказской пленницы.
Он был и мастером спорта СССР по автоспорту.Его спортивный путь начался почти случайно в 1951 году, когда, увидев соревнования по фигурному вождению, он решил попробовать свои силы и сразу же победил. Гонялся он на собственной, самостоятельно подготовленной машине. В 1959 году стал чемпионом РСФСР. Его неизменным штурманом была жена, Александра Михайловна. В 1960 году на первом международном ралли «За мир и дружбу», несмотря на аварию, он принес победу своей команде, показав настоящий характер фронтовика.
Вячеслав Косенков: гонщик и конструктор в одном лице
Вячеслав Николаевич Косенков (1918–2001), участник войны, награжденный орденами Отечественной войны и Красной Звезды, проявил себя не только как выдающийся спортсмен (двукратный чемпион СССР, 48 призовых мест), но и как талантливый автоконструктор.
После войны, работая таксистом в Ленинграде, он увлекся гонками. Его первой спортивной машиной стала «Победа», на которой он трижды выиграл зимний кросс. Увидев в 1956 году самодельные болиды, Косенков увлекся конструированием и за жизнь собрал более 10 специальных автомобилей для разных классов гонок, на многих из которых сам же и побеждал, параллельно получая награды за лучшую конструкцию.
Борис Курбатов: чемпион от завода ЗИС
Борис Николаевич Курбатов (1914–1979), участник войны, всю свою спортивную жизнь был связан с заводом ЗИС (ЗИЛ). Еще в 30-е годы он выступал за заводскую команду в линейных гонках.
После войны он вернулся на родное предприятие и продолжил карьеру гонщика. На специально построенном ЗИС-112/1 он взял бронзу чемпионата СССР в 1956 году, а в 1960 году, в возрасте 46 лет, стал чемпионом страны, доказав, что мастерство и воля побеждают возраст. На протяжении многих лет он был лидером спортивной команды ЗИС.
Истории этих людей — яркий пример того, как сила духа, закаленная в боях, находила применение в мирной жизни, приводя к новым вершинам и победам. Их жизнь — настоящий урок мужества, преданности делу и безграничной любви к Родине и скорости.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Герои Великой Отечественной войны и Автогонщики.


