УАЗ-469: история создания и эволюция легендарного внедорожника, превзошедшего Land Rover Defender

Легендарный УАЗик, известный под разными именами — УАЗ-469, УАЗ-3151, UAZ-Hunter — за полвека оброс множеством модификаций, но его суть, знакомая поколениям, осталась неизменной. Его история началась в 1956 году с необычного заказа военных, который кардинально отличался от того, что мы знаем сегодня. Изначально конструкторам Ульяновского автозавода поручили создать плавающий джип, чтобы противостоять технике главного стратегического противника.

Техническое задание было амбициозным: внедорожник должен был обладать плавучестью, иметь клиренс в 400 мм (согласованный с танковой колеей), полностью независимую подвеску и грузоподъемность 800 кг или возможность перевозить 7 пассажиров. Конструкторы, уже имевшие опыт с семейством УАЗ-450 и его преемником УАЗ-452 («Буханкой»), активно взялись за работу. Также рассматривалась возможность установки безоткатного орудия, по аналогии с американскими армейскими джипами.

Поворотный момент в проекте

Ситуация изменилась, когда военные пересмотрели требования. От идеи плавающего автомобиля и вооружения отказались, но ключевые параметры — независимая подвеска, высокий клиренс и универсальность кузова для перевозки людей и грузов — остались. Это было вызовом, так как предыдущий армейский джип ГАЗ-69 имел две разные модификации: грузовую и пассажирскую. Инженерам же нужно было создать единую, универсальную машину.

Опираясь на наработки, к 1960 году были собраны два прототипа. УАЗ-460 использовал ходовую часть от «Буханки», а УАЗ-470 получил независимую торсионную подвеску, унаследованную от проекта амфибии. Первый вариант не устроил военных из-за недостаточного клиренса. Второй, с независимой подвеской и колесными редукторами, показал феноменальную проходимость, но при сравнении с зарубежными аналогами выявились общие для всех недостатки такой конструкции.

Гениальное инженерное решение

Чтобы выполнить жесткие требования по клиренсу, инженеры вернулись к проверенной зависимой мостовой подвеске, но в сочетании с колесными редукторами. Первоначально использовались редукторы внешнего зацепления, которые поднимали мост, но делали машину неустойчивой и склонной к опрокидыванию. Прорывом стала замена их на редукторы внутреннего зацепления. Это остроумное решение уменьшило межцентровое расстояние, позволив добиться заветных 400 мм клиренса без потери устойчивости и надежности. Именно этот вариант был окончательно одобрен военными.

Первый образец УАЗ-469 собрали в 1961 году. Он получил рамную конструкцию, 75-сильный верхнеклапанный двигатель от «Волги» ГАЗ-21, 4-ступенчатую КПП и отключаемый передний привод. Новаторским решением стало размещение раздаточной коробки-демультипликатора в одном корпусе с коробкой передач, что стало ключевым преимуществом новой модели.

Длинный путь на конвейер

Именно в начале 60-х родился узнаваемый дизайн УАЗика: закругленный капот, накрывающий фары, раздутые крылья и характерные дверные проемы. В 1961 году УАЗ прошел суровые сравнительные испытания с внедорожниками НАТО по маршруту Средняя Азия — Памир — Каспий — Волга. Легендарный Land Rover Defender не выдержал этой гонки и был полностью обездвижен, в то время как советский джип доказал свое превосходство.

Дальше шла доводка пропорций кузова и дизайна решетки радиатора. Тогда же появилась знаменитая эмблема УАЗа. Однако из-за того, что основные ресурсы страны шли на строительство гигантов вроде ВАЗа и КАМАЗа, запуск УАЗ-469 в серию затянулся. Предсерийные экземпляры собрали только в 1971 году, а полноценный серийный выпуск с легендарными мостами с колесными редукторами начался в 1973-м.

Сравним УАЗик и «Газон»

Изначально 20% машин выпускалось с «военными» мостами (с редукторами), а 80% — с «колхозными» (безредукторными).

Обратите внимание: Что взять, если есть только 1500 тысячи долларов, а ездить на машине хочется.

УАЗ-469, в отличие от двух разных модификаций ГАЗ-69, был универсальным: один кузов мог служить и для грузов, и для пассажиров. Он был больше предшественника по всем габаритам. Салон вмещал 5 человек, а в заднем отсеке могли разместиться еще двое на откидных сиденьях или багаж.

Хотя трехдверный ГАЗ-69 мог взять на одного пассажира больше, УАЗ обладал большей грузоподъемностью — 600 кг плюс два пассажира. Машина оснащалась двумя топливными баками и была экономичнее. Новый УАЗ предлагал более мощный двигатель, просторный салон, улучшенную эргономику, откидной борт для перевозки длинномеров и был технологичнее в производстве. Не обошлось без недостатков: низкая стойкость к коррозии, неоткидывающееся заднее стекло. Но популярность автомобиля была колоссальной: его экспортировали в 80 стран, а в Италии даже создали гоночную версию, побеждавшую в автокроссе.

Команда молодости

Создание УАЗ-469 — заслуга не одного человека, а целой команды талантливых инженеров. В 50-е годы на УАЗ пришло новое поколение специалистов: опытные кадры с ГАЗа и десятки выпускников технических вузов. Этой команде из 80 человек удалось за десятилетие создать наследие, которое служило более 50 лет. Главным конструктором был Петр Музюкин, первые прототипы создал Лев Старцев, уникальные мосты разработал Георгий Мирзоев (будущий главный конструктор ВАЗа), дизайн кузова — Альберт Рахманов, а ведущим конструктором по кузовам был Юлий Борзов. Их имена навсегда вписаны в историю автопрома.

Модернизация: от 469-го к 3151-му

Став незаменимым в армии, сельском хозяйстве и спорте, УАЗ со временем потребовал модернизации. Появилась цельнометаллическая крыша, двигатель форсировали до 90 л.с., установили пятиступенчатую КПП, телескопические амортизаторы и пружинную подвеску. Машину оснастили вакуумным усилителем тормозов, современным отопителем и улучшили эргономику салона. С 1985 года модернизированная модель стала называться УАЗ-3151.

Новое время: рождение Хантера

В 2003 году легенда получила новое воплощение — УАЗ Hunter. Это была люкс-версия, прошедшая глубокую модернизаку. Она соответствовала современным требованиям безопасности, получила новую панель приборов, климат-контроль, электрические стеклоподъемники, принудительную блокировку переднего моста и агрессивный внедорожный облик. Сегодня Хантер сохраняет популярность, доказывая, что спрос на настоящую, аутентичную легенду внедорожья по-прежнему есть.

_______________________________________________________________________
Источник: https://spectuninguaz.ru/news/polveka-mashine-pobedivshey-defendera/

Интернет-магазин оригинальных запчастей и тюнинга на УАЗ
Официальная торговая точка ООО УАЗ
Сайт — https://spectuninguaz.ru/
Email — Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Телефон — 8 (800) 350-70-56
(бесплатный звонок по России)

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Полвека машине, победившей Дефендера.