Полвека машине, победившей Дефендера

Как только не именовали легендарного УАЗика: УАЗ-469, УАЗ-3151, UAZ-Hunter... Мы знакомы с многочисленными модификациями и спецверсиями, созданными за этот период. Суть автомобиля всегда оставалась прежней, знакомой нашим отцам и дедам. История машины началась с далекого 1956 году, когда стартовало проектирование автомобиля, никак не схожего с окончательным продуктом. Легендарный УАЗ получил заказ от военных на разработку плавающего джипа, чтобы сравняться с главным стратегическим противником.

Среди характеристик нового джипа отметим свойства плавучести плюс клиренс 400 мм, соответствующий танковой колее, в сочетании с полностью независимой подвеской и грузоподъемностью 800 кг либо 7 пассажиров. Конструктор УАЗа занимался семейством УАЗ-450 плюс его последователем УАЗ-452. Работа, связанная с новым армейским джипом, закипела. Также внедорожник планировалось оборудовать безоткатным орудием, аналогичным сухопутным джипам США.

Инженерам УАЗа пришлось заново заняться всеми работами, начиная с передней установки силового агрегата. Именно благодаря этому обстоятельству и появился знакомый нам сегодня легендарный УАЗик. Военные больше не требовали создавать плавучую машину, а затем избавили инженеров от безоткатного оружия. Сохранились требования, связанные с независимой подвеской и клиренсом 400 мм, перевозкой 7 человек либо 800 кг груза. Требовалось создать унифицированный кузов, соответствующий перевозке людей и грузов. Предыдущий армейский джип обладал двумя модификациями: трехдверным грузовым ГАЗ-69 и пятидверным пассажирским ГАЗ-69А.

Инженеры руководствовались имеющимися наработками. В 1960 году завершена сборка двух прототипов. УАЗ 460 оборудован ходовой частью от «Буханки», УАЗ-470 отличался независимой торсионной подвеской, оставшейся от амфибии.

Первый вариант военным не понравился, он не соответствовал требуемому значению клиренса. Больше устраивал второй вариант, имеющий независимую торсионную подвеску с поперечными рычагами плюс продольными торсионами, а также колесные редукторы. Эта модель порадовала заказчиков беспрецедентными результатами на бездорожье. После исследования зарубежных аналогов был выявлен ряд недостатков, которые были характерны и отечественной модели.

Для соответствия требованиям военных было решено снова оборудовать машину зависимой мостовой схемой подвески, в сочетании с колесными редукторами. Пришлось пожертвовать плавностью, но обеспечить высоким клиренсом. Правда, такая модель ездить не могла.

Наличие редукторов внешнего зацепления, общепринятых тогда, способствовало сокращению на 100 мм размера картера главной передачи. Также просвет увеличился благодаря межцентровому расстоянию шестерен, расположенных в редукторах. Так удалось добиться тех самых 400 мм. Правда, наличие изгибающего момента могло вырывать мосты, а автомобиль отличался слишком высоким центром тяжести и склонностью к опрокидыванию. При заданных габаритах более 320 мм получить было нельзя. Решение оказалось остроумным: внешнее зацепление в колесных редукторах было заменено более компактным внутренним, что позволило уменьшить межцентровое расстояние до 60 мм. Так удалось добиться устойчивости и надежности, а вариант был одобрен военными.

Сборка первого образца внедорожника УАЗ-469 была завершена в 1961 году. Элементная база состояла из рамы, верхнеклапанного 75-сильного мотора, ставившегося также на новую "Волгу" ГАЗ-21, и 4-ступенчатой КПП. Проект переднего привода был отключаемым, раздаточную коробку-демультипликатор разместили в едином корпусе с КПП. Это стало выгодным отличием нового джипа, в сочетании с новыми мостами с редукторами внутреннего зацепления.

Длинный путь на конвейер

Это было началом рождения дизайна УАЗ-469, известного каждому. Дизайнеров тогда называли конструкторами по кузову. Тогда же появился закругленный с боков капот, как бы накрывающий фары, а также раздутые передние крылья плюс характерные проемы дверей, с задними скосами.

В 1961 году УАЗ принял участие в сравнительных испытаниях с внедорожниками, выпускавшимися странами НАТО. Пробег прошел по Средней Азии, Памиру, Каспийскому морю, вдоль Волги, а также на танковом полигоне. Результатом всех тестов становилось полное обездвиживание конкурентов, например, легендарного Land Rover Defender.

Затем происходило уточнение пропорций кузова, чтобы подобрать оптимальную конфигурацию прорезей решетки радиатора. Тогда же придумали эмблему УАЗа, известную и сегодня. В то время руководство страны уделяло немало вниманию запуску новых заводов, ВАЗа, КАМАЗа, остальным доставался минимум. Сборка предсерийных экземпляров завершена лишь в 1971 году, а безредукторные мосты появились в конце 1972 года. Разработка базовой серии с колесными редукторами завершена в 1973 году.

Сравним УАЗик и Газон

Сначала 20% машин выпускалось с военными мостами, а 80% - с колхозными.

Обратите внимание: Что взять, если есть только 1500 тысячи долларов, а ездить на машине хочется.

Аналогичным было деление, связанное с вариантом кузова, от тентованного верха до жесткой крыши. В любой версии УАЗ-469 предназначался для перевозки грузов плюс пассажиров. Он был длиннее на 175 мм ГАЗ-69А, который отличался на 80 мм большей базой, шириной (на 35 мм) и высотой (на 57 мм). УАЗ выпустил один универсальный вариант. Салон был предназначен для расположения 5 пассажиров, плюс заднее отделение – для двух человек на откидных стульях либо багажа.

Трехдверный вариант Газона вмещал на 1 пассажира больше. Зато общий уровень грузоподъемности УАЗика достигал 600 кг плюс двух пассажиров. При этом сзади располагался прицеп ГАЗ-407, загруженный 850 кг балласта. Для питания машины были оснащены двумя топливными баками, при этом удалось добиться примерно 2-х литров снижения расхода топлива.

Эта модель оснащалась более мощным двигателем, просторным салоном, улучшенной эргономикой, возросшим удобством посадки плюс высадки, откидным бортом, служившим продолжением кузова, соответствующим перевозке длинномеров, плюс более высокой технологичностью производства. Было у него и достаточно недостатков, начиная с невысокой коррозионной стойкости, не откидывающегося стекла, хотя автомобиль всегда пользовался большим успехом.
Экспорт машины был востребован в 80-ти странах, она была популярна даже в Европе. Итальянцы братья Мартореллли занялись созданием собственного варианта УАЗика, одержав на нем победу в итальянском чемпионате по автокроссу. Заводская команда в СССР также неоднократно приходила первой в соревнованиях по автокроссу.

Команда молодости

Самым спорным вопросом в истории УАЗ-469 является приоритет его создания. Тут одним человеком ограничиться не удастся. 50-ые годы стали временем второго рождения Ульяновского автозавода. Стояла задача по созданию заново инженерного штата. Поэтому УАЗ пополнился несколькими опытными специалистами с ГАЗа, совместно с десятками вчерашних студентов, учившихся в политехнических институтах и иных технических вузах страны. Команда состояла из 80-ти человек, занимавшихся конкретными сегментами, а также различными проектами.

Команду собрали талантливую, работавшую эффективно. В течение десятка лет она создала наследие, используемое в течение последующих 50-ти лет. Функции главного конструктора УАЗа были поручены Петру Ивановичу Музюкину. Конструкции первых прототипов созданы Львом Андриановичем Старцевым. Разработку тех самых мостов с колесными редукторами реализовал Георгий Мирзоев, ставший затем главным конструктором Волжского автозавода. Дизайн машины разработан близким другом Мирзоева – Альбертом Рахмановым, стоявшим затем во главе дизайнерского центра УАЗа. Ведущим конструктором по кузовам трудился Юлий Борзов.

Следует отметить вклад конструкторов фургона УАЗ-452 Е.В. Варченко, Л.А. Старцева, М.П. Цыганова и С.М. Тюрина. Назовем и Ивана Давыдова, стоявшего у истоков первой модели Буханки УАЗ-450. Серийное производство, начатое в 1972 году, проходило под руководством Петра Ивановича Жукова.

Модернизация

УАЗик очень быстро стал незаменимым в сфере спорта, сельского хозяйства и, конечно, армии. Хотя потребовалась модернизация, связанная с жесткими требованиями безопасности, эргономики и экологии. Тогда и создали цельнометаллическую крышу, добавили мощности двигателя, который во всех модификациях стал 90-сильным. Установили систему охлаждения, мягкую подвеску силового агрегата, пятиступенчатую коробку передач, малошумную, мелкомодульную раздаточную коробку.

Рычажные амортизаторы заменили телескопическими, мосты стали надежными неразрезными, подвеска вскоре стала пружинной. Модернизация коснулась светотехники, лобового стекла, стеклоочистителей. Конструкция дополнена вакуумным усилителем, гидроприводом сцепления, современными подвесными педалями, комфортными сиденьями и эффективным отопителем. С 1985 года модель называлась УАЗ-3151.

Новое время

Выпущенный в 2003 году УАЗ Хантер стал люкс-версией, подвергнутой многоступенчатой модернизации и стилистическим ухищрениям. Сегодня растет его популярность, он полностью соответствует современным требованиям безопасности. Комплектация состоит из новой климатической системы, полностью опускающихся передних стекол, полностью новой панели приборов, улучшенных уплотнителей кузова, противотуманок на крыше, принудительной блокировки переднего моста, внушительных внедорожных колес. Дальнейшая судьба этой знаменитой линейки зависит от спроса. Впрочем, некоторые счастливцы и сегодня мечтают прикоснуться к легенде.

_______________________________________________________________________
Источник: https://spectuninguaz.ru/news/polveka-mashine-pobedivshey-defendera/

Интернет-магазин оригинальных запчастей и тюнинга на УАЗ
Официальная торговая точка ООО УАЗ
Сайт — https://spectuninguaz.ru/
Email — Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Телефон — 8 (800) 350-70-56
(бесплатный звонок по России)

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Полвека машине, победившей Дефендера.