Многие автовладельцы сталкивались с неприятной ситуацией: в морозное зимнее утро машина отказывается заводиться. Причин может быть несколько, и одна из самых коварных — загустевшее или даже замерзшее моторное масло. В этой статье мы подробно разберем, почему это происходит, как выбрать правильное масло для зимы и какие действия предпринять, если двигатель уже «впал в спячку».
Фото: Elot.ru
Проблемы с запуском в мороз могут быть вызваны разными факторами: севшим аккумулятором, некачественным топливом или загустевшим маслом. Сосредоточимся на последнем, так как это явление требует особого внимания и понимания.
Признаки и причины загустения масла
Как определить, что проблема именно в масле? Первый шаг — визуальная проверка. Достаньте масляный щуп или загляните в заливную горловину. Если масло потеряло текучесть, стало желеобразным или в нём видны кристаллы льда (замерзший конденсат), диагноз очевиден. Важно понимать, что загустеть может даже качественное современное масло, если мороз превысит его эксплуатационные возможности. Это состояние лишает масло его основных смазывающих и защитных свойств, что может привести к серьезным повреждениям двигателя при попытке запуска.
Возникает вопрос: при каких условиях это происходит? Всегда ли виноват только сильный мороз, или есть другие факторы?
Расшифровка зимнего индекса SAE: ключ к морозостойкости
Ответ на вопрос о морозостойкости масла зашифрован в его маркировке по стандарту SAE (например, 0W-20, 5W-30). Первая цифра перед буквой «W» (winter — зима) указывает на низкотемпературные свойства. Чем она меньше, тем ниже температура, при которой масло сохраняет текучесть и позволяет провернуть коленвал.
К сожалению, в руководствах по эксплуатации автомобилей редко даются четкие температурные границы для каждого класса вязкости. Чаще всего приводятся общие рекомендации по климатическим зонам. Иногда можно найти таблицу, подобную этой:
Такую шкалу следует искать "в недрах" руководства по эксплуатации автомобиля.
Однако для точного понимания возможностей масла лучше изучить его технические характеристики, которые указываются в паспорте качества или на сайте производителя. Ключевой параметр — температура застывания, при которой масло полностью теряет текучесть. Но ориентироваться только на него опасно, так как работоспособность масло теряет гораздо раньше.
Масла 5W-30 - самые рекомендуемые для применения в средних широтах.
Рассмотрим пример: масло HYUNDAI XTeer Gasoline Ultra Protection 5W-30 имеет температуру застывания -38°C. Но это не значит, что до -37°C с ним всё будет в порядке. Существует практическое правило для оценки безопасной температуры запуска: от первой цифры в индексе SAE нужно отнять 35. Для масла 5W-30 это будет: 5 - 35 = -30°C. То есть при морозах около -30°C и ниже запуск двигателя с таким маслом становится рискованным.
Масла 5W-30 и 5W-40 действительно популярны в средних широтах России, но они рассчитаны на умеренные зимние температуры, обычно не ниже -25°C. Если прогноз предупреждает о похолодании до -30°C и более, владельцам машин с такими маслами стоит серьезно задуматься о теплой стоянке или временном отказе от поездок.
Вывод: если в вашем регионе сильные морозы — не редкость, имеет смысл перейти на более морозостойкие масла, например, с индексом 0W. Это надежная страховка от неприятных сюрпризов.
Hyundai XTeer Ultra Efficiency 0W-20 — моторное масло, выдерживающее морозы свыше 30 °C.
Дополнительные факторы риска
1. Просроченное масло. Даже самое качественное масло со временем теряет свои свойства. Производители рекомендуют менять синтетическое масло каждые 7500-8500 км, а при тяжелых условиях (город, частые короткие поездки, сильные морозы) этот интервал стоит сократить. Старое, отработавшее ресурс масло густеет и теряет защитные свойства гораздо быстрее нового.
2. Рекомендации производителя. Некоторые современные автомобили оснащены системами, блокирующими запуск при критически низких температурах. Всегда стоит проверять руководство по эксплуатации — там могут быть указаны предельно допустимые температуры для вашей модели.
Что делать, если масло всё же замерзло?
Если вы столкнулись с ситуацией, когда двигатель не заводится из-за загустевшего масла, важно действовать правильно:
Главное правило: не пытайтесь заводить машину снова и снова! Это не поможет, а только усугубит проблему, создав масляное голодание и увеличив износ деталей.
Единственный верный способ — доставить автомобиль в теплое помещение (гараж, бокс) и дать маслу полностью оттаять естественным путем. После этого обязательно нужно слить старое масло и заменить его на новое, так как цикл замерзания-оттаивания мог необратимо ухудшить его свойства.
Существуют и «народные» методы экстренного отогрева, такие как использование строительного фена или тепловой пушки для прогрева поддона двигателя. Однако эти методы требуют осторожности, чтобы не повредить элементы автомобиля, и не отменяют необходимости последующей замены масла. Гораздо разумнее и безопаснее предотвратить проблему, заранее подобрав правильное масло для зимней эксплуатации.
#автомобили #водителю на заметку #моторное масло #советы автолюбителю
Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Ледяные оковы: почему масло в моторе замерзает и как его «оттаять»?.

