Автомобили на платформе Y-body от General Motors — это уникальное, но недолговечное явление в истории американского автопрома. Они выпускались всего три года, с 1961 по 1963, и не стали массовыми или широко известными. Однако эти модели заслуживают внимания как яркое отражение духа своего времени — начала 1960-х годов, эпохи веры в безграничный технический прогресс, вдохновлённой космическими достижениями.
Дух эпохи в металле
Эти автомобили, позиционировавшиеся как «старшие компакты» (Senior Compact Cars), по мировым меркам были довольно крупными, хотя и уступали гигантским американским седанам того периода. Их главная ценность — в смелых технических экспериментах, которые контрастировали с общим консерватизмом американского автопрома. Судьба этих новаций во многом объясняет, почему за US-автомобилями закрепился стереотип о приоритете дизайна над инженерной мыслью. Уже к середине 60-х, с началом Вьетнамской войны и сменой общественных настроений, место экспериментов заняли «маскл-кары» — автомобили грубой силы на консервативной технической базе.
Все модели Y-body, как и полагается продукции GM, строились на едином несущем кузове, но каждая марка — Pontiac, Oldsmobile и Buick — получила своё уникальное «оперение» и, что важнее, собственную техническую «изюминку», выделявшую её на общем фоне.
Pontiac Tempest: авангардная компоновка
Pontiac Tempest был самой бюджетной и одновременно самой технически сложной моделью в семействе, настоящим воплощением духа инженерных экспериментов. В рамках корпоративной стратегии Pontiac отвечал за спортивно-молодёжный сегмент, что и обусловило смелые решения.
Двигатель — рядная «четвёрка» объёмом 3.2 литра — располагался спереди, но на этом сходство с классической компоновкой заканчивалось. Коробка передач была объединена с главной передачей в единый агрегат (transaxle), расположенный сзади. Соединял их не карданный вал, а гибкий стальной трос внутри трубы. Такая схема, сегодня известная по Nissan GT-R, обеспечивала идеальную развесовку 50/50 и почти не занимала места в салоне. Однако она потребовала применения независимой задней подвески простейшей конструкции.
Двигатель Trophy-4: радикальная унификация
Уникальный двигатель Trophy-4 был создан путём «отпиливания» четырёх цилиндров от V8 объёмом 6.4 литра. Это обеспечило унификацию по производству, но породило тяжёлый (280 кг) и невероятно вибронагруженный мотор. Несмотря на три степени форсировки (от 110 до 155 л.с.), чрезмерная вибрация предопределила его короткую жизнь. Тем не менее, этот двигатель до сих пор ценят энтузиасты, доводя его мощность до 300-500 л.с.
В 1963 году Tempest прошёл рестайлинг, изменивший внешность, а спортивная версия Le Mans выделилась в отдельную модель. Именно на базе следующего поколения Tempest позже появится легендарный Pontiac GTO.
Oldsmobile F85: турбонаддув для масс
Oldsmobile F85 был технически более консервативен, с классической компоновкой. Его самой яркой чертой стал футуристичный щиток приборов, стилизованный под телевизор. Интересно, что изначально планировался передний привод, но идея опоздала.
Главной инновацией стала версия Oldsmobile Jetfire 1962 года — один из первых в мире серийных автомобилей с турбонаддувом. Двигатель V8 3.5 л с турбиной Garrett и впрыском топлива развивал 215 л.с. Однако «сырая» конструкция мотора, проблемы с наддувом, а также неадаптированные подводка и тормоза не позволили модели стать популярной. Продажи были мизерными, и GM сделала ставку на простой путь — увеличение объёма атмосферных моторов.
Buick Special: роскошь и алюминиевый V8
Buick Special позиционировался как компактный, но роскошный автомобиль. Его главной особенностью стал лёгкий (около 150 кг) алюминиевый двигатель V8 объёмом 3.5 литра, известный как Buick 215.
Несмотря на передовую идею, мотор страдал от проблем с качеством литья, перегрева и коррозии. В США он не снискал славы, но был выкуплен британской компанией Rover, которая успешно доработала и производила его десятилетиями. В 1962 году появился его «младший брат» — чугунный V6 3.3 л, который также не получил развития у GM, но был успешно подхвачен Jeep.
Buick Special оснащался устаревшей 2-ступенчатой АКПП, ориентированной на плавность, и предлагал невиданный для компакта того времени опции вроде кондиционера.
Эпилог: прототип, который не стал будущим
Низкие продажи и появление у конкурентов более удачных моделей привели к быстрому завершению эры Y-body. Уже в 1964 году все эти автомобили перешли на более крупную и консервативную рамную платформу A-body.
Ирония судьбы в том, что в 1961 году Pontiac Tempest был назван «прототипом американского автомобиля 1960-х». Прогноз не сбылся. Прототипом стал как раз его консервативный преемник на платформе A-body, давший миру эпоху muscle cars. Смелые эксперименты Y-body — трансэкслы, турбонаддув, алюминиевые моторы — оказались невостребованными. Они остались ярким, но коротким эпизодом, памятником той самой эпохе космического оптимизма, многие благие начинания которой так и остались сырыми прототипами.
Фото с не указанными источниками взяты из рекламных проспектов 1960-х гг. или "Википедии".
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Автомобили платформы General Motors y-body.

