Мой путь к первому автомобилю оказался нестандартным: я приобрел «Жигули» не в СССР, а во Франции, расплатившись иностранной валютой с необычными символами.
Эпоха дефицита и моряцкие льготы
В те времена возможность купить машину за границей была подобна лотерее — правила постоянно менялись. То разрешали, то запрещали, то делали исключения только для передовиков труда. Ситуация изменилась в 70-х, когда морякам после одного дипломатического подарка разрешили ввозить автомобили. Я, как и многие, мечтал о собственном транспорте и начал копить, экономя даже на подарках семье. Однако накоплений оказалось недостаточно — существовали жесткие ограничения: покупка была возможна только в определенных портах и с конкретных судов, вроде «Спартака», курсировавшего по Балтике.
Эти небольшие суда, настоящие трудяги, были моим шансом. Договорившись о временной должности, я отправился в рейс с заходом в Дюнкерк. По совету бывалых, заранее связался с местным «автодилером».
Встреча с Петей и неожиданный маршрут
Дилером оказался пожилой белорус, Петя, уехавший с немцами в 1944 году. Он постоянно находился в подпитии и разъезжал на старой «Волге», в багажнике которой жила овчарка. Мы договорились осмотреть машины на следующее утро. Поездка на его потрепанной «Волге» оказалась долгой и запутанной — создавалось впечатление, что Петя намеренно избегает основных дорог. Вскоре я понял почему: мы прибыли в деревню с названием Sikkel, и выяснилось, что мы уже в Бельгии! Петя провез меня через границу без всяких проверок, «огородами».
Выбор автомобиля и напряженные торги
Евросоюза тогда не существовало, каждая страна жила по своим правилам, и пересечение границы было серьезным делом. Несмотря на легкую панику, желание получить машину пересилило. Мой выбор пал на темно-синюю, почти черную «Шестерку» экспортного исполнения: двигатель 1.6, алюминиевые бампера, деревянный руль. Единственным изъяном была небольшая дырка в крыле. Я немного сбил цену, и мы договорились.
Однако передача денег обернулась скандалом. Петя отдал хозяину не всю сумму, и тот начал возмущаться. В итоге, уже мысленно представив себя за рулем, я согласился доплатить, лишь бы заполучить автомобиль.
Рискованный перегон и нестандартный расчет
Самое страшное было впереди. Оказалось, что перегонять машину к порту должен я сам. Без прав, документов, страховки и легального статуса в Бельгии я поехал за Петей обратно во Францию. Каждый километр давался с трудом, я гнал от себя мысли о возможных последствиях. К счастью, границу мы пересекли так же незаметно, как и въехали.
На пароходе предстояло рассчитаться с Петей, а денег у меня уже не было. Я предложил бартер — тушенку из судовых запасов. После недолгих препирательств он согласился. Матросы, наблюдавшие за погрузкой ящиков с едой, лишь молча качали головами — они и не такое видали.
Долгожданный финал
После короткого перехода через Кильский канал я в Вентспилсе оформил документы на машину и отправился в долгий путь домой — 700 километров без номеров. «Шестерка» доехала без проблем и верно служила мне семь лет.
А вы, дорогие читатели, не забывайте ставить лайки и подписываться. 28 лет в море дали множество историй, и я обязательно поделюсь ими с вами.
Обратите внимание: Подыскал привлекательный универсал из Франции. На дизеле, экономичный, в богатой комплектации, к тому же очень надежный авто.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Как я покупал Жигули во Франции.

