Личный опыт столкновения с новой реальностью общественного транспорта: сегодня, войдя в трамвай, я услышал от водителя глухое: «Оплату прямо мне! Кондуктора сегодня нет». И судя по всему, эта ситуация — не временная мера, а новая норма на долгосрочную перспективу.
Фото из открытых источников в качестве примера
От троллейбуса к трамваю: как проблема стала системной
Всё началось с троллейбусов примерно два года назад. Многие тогда надеялись, что это разовая акция, но практика работы общественного транспорта без кондуктора планомерно распространилась и на трамвайные маршруты. Создается впечатление, что логику переняли у водителей маршруток, которые совмещают управление, прием оплаты и общение по телефону. Однако масштабы и последствия для городской системы — несопоставимы.
Исход кондукторов: зарплата vs. риски
В октябре 2020 года кондукторы в Челябинске стали массово покидать свои места. Официальная версия — «боязнь заразиться и высокий процент заболевших». Однако корень проблемы глубже: смехотворно низкая зарплата и невыносимые условия труда. Кто в основном работал на этих позициях? Часто — пенсионеры, для которых это была доплата к пенсии. Молодые и трудоспособные на такую работу не идут. Заявленные в вакансиях 20-30 тысяч рублей — чаще всего миф. Реальный оклад — 12-14 тысяч, а остальное — нестабильная премия, которую легко «съедают» штрафы. В таких условиях профессия просто перестала быть привлекательной.
Провинциальные реалии vs. столичные стандарты
Жители Москвы и Петербурга могут считать кондуктора анахронизмом, ссылаясь на повсеместную безналичную оплату. Но в Челябинске, седьмом по численности городе России, до 70% расчетов за проезд — наличными. Представьте ситуацию: водитель должен принимать деньги, выдавать сдачу, пробивать билеты и при этом управлять многотонным трамваем. А если на остановке заходит 15-20 человек? Процесс занимает 2-3 минуты, трамвай стоит. В итоге поездка, которая должна занимать 40 минут, растягивается более чем на час.
Цена «сознательности»: безбилетники и перегруженный водитель
Новая модель оплаты водителю рассчитана на сознательность пассажиров. Но, увы, мы живем не в идеальном мире. Количество безбилетников выросло. Для многих, особенно молодежи, проехать «зайцем» стало почти нормой. Водитель физически не может контролировать каждого и выдворять неплательщиков. Он оказывается в ловушке: если откажется принимать оплату, пассажиры поедут бесплатно, но и доплаты от предприятия он не получит. Большинству приходится брать на себя несвойственную функцию кондуктора.
Обратите внимание: В очередной раз убеждаюсь, не делай добра. . Хитрые клиенты в Авто б. Личный опыт.
Личные наблюдения: как это выглядит из салона
Во время моей поездки днем пассажиров было не так много. Но даже чтобы обилетить 6-7 человек, вагоновожатая потратила 2-3 минуты. Из-за этого мы простояли зеленый сигнал светофора и тронулись только на следующий. Подобные задержки повторялись на каждой остановке. Люди в салоне не возмущались — все понимают абсурдность ситуации и дефицит кадров.
Взгляд сверху: почему проблема не решается?
Проблему признают на официальном уровне, о ней говорили еще в феврале, но воз и ныне там. Решение лежит на поверхности: нужно поднять зарплату до достойного уровня и улучшить условия труда. Кондукторы не должны мерзнуть в старых вагонах со сквозняками. Если город хочет качественных услуг, он должен инвестировать в людей и технику.
Челябинск не одинок
Стоит отметить, что Челябинск — не исключение. Без кондукторов работают трамваи и троллейбусы в Омске, Ярославле, Новокузнецке, Новосибирске и других городах. Внедрение валидаторов, как в Казани, — не панацея и вряд ли полностью заменит человека, особенно при высокой доле наличного расчета. А эксперимент с водителями-кондукторами явно зашел в тупик, создавая дискомфорт для всех участников процесса.
Как вы думаете, кондуктор в общественном транспорте — это необходимый элемент системы или пережиток прошлого, от которого правильно отказаться? Поделитесь своим мнением в комментариях.
А на этом все! Всем пока и до встречи на нашем сайте!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Трамвай без кондуктора: очередной "шедевр" госоптимизации или городское ноу-хау!.
