В эпоху расцвета российского автоспорта и становления тюнинга, когда трассы вроде Невского кольца и Ходынского поля были полны зрителей, заводские команды создавали смелые проекты. Одним из таких малоизвестных, но амбициозных экспериментов стал гоночный автомобиль Иж Ода Спорт, построенный около двадцати лет назад.
Сложный старт для тяжелого автомобиля
Ижевскому автозаводу, как и его конкуренту АвтоВАЗу, очень хотелось заявить о себе на гоночных треках. Однако перед инженерами стояла непростая задача: базовая Иж 2126 «Ода» была довольно тяжелой и имела задний привод, что не делало её идеальной платформой для спортивного болида. Регламент российских кольцевых гонок того времени оказался спасительным, так как позволял вносить значительные изменения в конструкцию. В итоге за основу был взят кузов «Оды», но всё остальное подверглось радикальной переделке.
Фото из открытых источников
Техническое перерождение: от салона до подвески
Из стандартного автомобиля удалили всё лишнее, установили каркас безопасности для защиты пилота. Трансмиссию заменили на надёжную секвентальную коробку передач Hewland, популярную в мировом автоспорте, и сместили её назад для лучшего распределения веса.
Фото из открытых источников
Сердцем болида стал доработанный 16-клапанный двигатель от ВАЗ, мощность которого ижевским специалистам удалось поднять до впечатляющих 200 лошадиных сил.
Фото из открытых источников
Инновационная подвеска и печальный финал
Наиболее интересным техническим решением стала уникальная конструкция задней подвески. Инженеры реализовали систему подруливания задних колёс с помощью специальных рычагов, идущих от ступиц к коробке передач, что должно было улучшить управляемость на поворотах.
Фото из открытых источников
Несмотря на все усилия и построенные два экземпляра, проект не увенчался спортивным успехом. По воспоминаниям зрителей, «Ода Спорт» регулярно проигрывала гонки. Вскоре программа была свёрнута, а уникальные автомобили долгое время стояли без дела, после чего были проданы энтузиастам, планировавшим использовать их в дрэг-рейсинге.
Фото из открытых источников
Таким образом, Иж Ода Спорт так и не смогла вписать своё имя в историю российского автоспорта, оставшись в тени более успешных «Лукойловских» Lada и ВАЗ 2108. Этот проект стал примером смелой, но, к сожалению, нереализованной до конца инженерной идеи.
Фото из открытых источников
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на мой канал.
Я в Инстаграм: https://www.instagram.com/_paltsev_/
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Иж Ода для кольцевых гонок.
