Легендарный сочлененный автобус Икарус 280, известный своей характерной «гармошкой», был неотъемлемой частью городского пейзажа советских городов. Для многих он стал символом детства, семейных поездок и первых самостоятельных путешествий по городу.
Городской символ и пригородный труженик
Эти желтые автобусы курсировали по маршрутам практически всех крупных городов СССР. Интересно, что в ряде регионов Икарусы 280 использовались не только на городских, но и на пригородных линиях, демонстрируя свою универсальность и надежность.
Для ребенка поездка на таком автобусе превращалась в настоящее приключение, полное удивительных открытий.
«Карусель» — сердце гармошки
Первым делом, войдя в салон, каждый стремился занять место у поручней в центральной части — внутри самой «гармошки». Здесь находилось поворотное устройство, которое пассажиры в шутку называли «каруселью». Оно позволяло двум секциям автобуса плавно двигаться относительно друг друга на поворотах.
Накатавшись на этой импровизированной «карусели», любопытный пассажир направлялся к перегородке, отделявшей кабину водителя от салона.
Кабина как космический корабль
Через стекло открывался вид на рабочее место водителя, которое детям казалось пультом управления космическим кораблем. Множество кнопок, рычагов и приборов будоражили воображение.
Секреты, открывавшиеся на конечной
На конечной остановке, если водитель оставлял двери открытыми и поднимал люки в полу для обслуживания, можно было стать свидетелем уникального зрелища. Двигатель автобуса располагался не вертикально, как у большинства машин, а лежал на боку под полом салона.
Отдельного упоминания заслуживает невероятно плавный ход Икаруса. Примечательно, что советские ЛиАЗы также оснащались пневмоподвеской и мостами Rába, но венгерский автобус ехал ощутимо мягче и тише.
Технические особенности, открытые позже
С возрастом пришло понимание уникальных инженерных решений, примененных в Икарусе 280. Во время экскурсии в автобусный парк выяснились любопытные детали. Двигатель Rába, который производился в Венгрии по лицензии западногерманской компании MAN, имел «сухой» картер и принципиально иную систему смазки, нежели советские ЗИЛы и ГАЗы.
Но больше всего удивляла ходовая часть. Задний мост прицепной секции был управляемым. Его колеса поворачивались не от руля, а от того самого поворотного устройства в «гармошке», причем в сторону, противоположную повороту передних колес, что значительно улучшало маневренность длинномера.
Обратите внимание: В Украине засняли редчайший ретро-электромобиль с деталями от Икаруса.
Комфорт для водителя и мода для байкеров
Уровень комфорта для водителя Икаруса 280 был беспрецедентным для своего времени:
- Кресло с пневматической подвеской (амортизаторами);
- Гидроусилитель руля большого диаметра;
- Пневматические усилители сцепления и тормозной системы;
- Шестиступенчатая механическая, а в некоторых модификациях — даже автоматическая коробка передач.
В культуре мотоциклистов 1980-х даже возникла мода: на заднее крыло мотоциклов «Иж» или «Ява» устанавливали огромные квадратные стоп-сигналы, снятые с Икарусов.
Таким в памяти целого поколения остался венгерский Икарус 280 — не просто автобус, а целый пласт ностальгических воспоминаний и образец интересных инженерных решений.
А вы помните этот автобус? Есть чем дополнить рассказ? Делитесь воспоминаниями в комментариях! Если статья вызвала теплые чувства, не забудьте поставить оценку.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: "Карусель" в "гармошке", лежащий двигатель и другие чудеса автобуса Икарус 280.
