Эволюция автомобильных зеркал: от простых отражателей к умным системам

Боковые зеркала, которые многие водители воспринимают как обычные "уши" на дверях, на самом деле являются одним из ключевых элементов активной безопасности. Их правильное использование — быстрый взгляд перед маневром — позволяет избежать множества аварийных ситуаций. Принцип прост: перед перестроением влево нужно проверить левое зеркало, перед перестроением вправо — правое. Это особенно важно при движении в крайнем правом ряду, который часто является самым скоростным и прямым.

Салонное зеркало и современные технологии

Помимо боковых, в автомобиле есть салонное зеркало заднего вида (хотя оно предусмотрено не во всех моделях). Его основное назначение — контроль обстановки сзади на трассе или при парковке. Существует два основных типа: обычное и с функцией антиблика. Обычное зеркало часто имеет механический переключатель (рычажок), который позволяет изменить его угол и уменьшить ослепление фарами идущих сзади машин. Более современный вариант — зеркало с электронным антибликом, которое автоматически затемняется с помощью датчика, оценивающего уровень яркости света.

Сегодня на рынке появляются инновационные решения от китайских производителей — зеркала со встроенными камерами заднего вида или видеорегистраторами. Это не только удобно (отсутствуют лишние провода и присоски на стекле), но и повышает безопасность, так как не привлекает внимание вандалов. Однако качество изображения и надежность таких комплексных устройств пока часто уступают специализированным гаджетам.

Типы и эволюция боковых зеркал

Если не считать дополнительных опций вроде подогрева, современные наружные зеркала можно разделить на три основных типа по форме отражающей поверхности.

Обычное (плоское) зеркало сегодня встречается в основном на старых моделях автомобилей. Его главный недостаток — очень большая "мертвая" или слепая зона, которую водителю приходится компенсировать, поворачивая голову.

Сферическое (выпуклое) зеркало было стандартом для большинства автомобилей 10-15 лет назад и до сих пор используется на многих бюджетных моделях. Его выпуклая форма увеличивает угол обзора и уменьшает слепую зону, но при этом объекты в отражении кажутся меньше и дальше, чем есть на самом деле. Именно на таких зеркалах можно увидеть предупреждающую надпись "Objects in mirror are closer than they appear".

Обратите внимание: Что взять, если есть только 1500 тысячи долларов, а ездить на машине хочется.

Асферическое зеркало — это современный и наиболее безопасный вариант. Оно комбинирует в себе две зоны: основная часть (примерно две трети) имеет небольшую сферичность, а внешний край — сильное скругление, которое практически полностью устраняет мертвую зону. Отличить такое зеркало можно по вертикальной разделительной линии между зонами. Именно этот тип сегодня устанавливается на большинство новых автомобилей.

Будущее уже здесь: системы помощи водителю

В оснащении премиальных автомобилей уже сегодня присутствуют продвинутые системы. Например, датчики в слепых зонах, которые при обнаружении машины в соседнем ряду подсвечивают специальный индикатор на самом зеркале. Это практически полностью нивелирует риск не заметить автомобиль при перестроении. Учитывая темпы развития автопрома, подобные системы в скором времени станут массовыми.

Производители часто комбинируют разные типы зеркал на одной машине, учитывая разное расстояние до водителя и, соответственно, разный размер слепых зон. Например, справа может стоять сферическое или асферическое зеркало для лучшего обзора дальней зоны, а слева — плоское. Интересно, что по современным стандартам безопасности использование плоского зеркала справа уже не допускается из-за слишком большой слепой зоны.

Радикальные решения и их судьба

Отдельного упоминания заслуживает экспериментальная технология, которая пыталась заменить боковые зеркала совсем — система камер заднего вида. Она устанавливалась на некоторые спортивные автомобили с целью улучшения аэродинамики. Изображение с камер выводилось на небольшие мониторы или прямо на лобовое стекло. Однако эта идея не получила широкого распространения из-за критичного недостатка — даже минимальная задержка в передаче и обработке видеосигнала могла привести к аварии в скоростной и динамичной дорожной обстановке.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Зеркала в машине: будущее наступило?.