Японцы скопировали лучший армейский джип с 50-ых годов. История Киитиро Тоёды

Японский изобретатель Киитиро Тойода своим примером показал, как трудолюбие и жажда знаний приводят к успеху. Благодаря этому материалу Вы узнаете:

  • Как появилась крупнейшая автомобилестроительная компания и что ее связывает с ткацкими станками?
  • Какое влияние оказали японские суеверия на написание бренда Тойота?
  • Когда и как появился легендарный внедорожник Land Cruiser и почему разразился конфликт с американской корпорацией, владеющей маркой Jeep?
Киитиро Тоёда. Источник: https://www.vokrugsveta.ru/article/282139/

Детство Киитиро Тоёды: первые шаги маленького основателя автомобильной компании

Он родился и вырос в семье небогатого плотника 11 июня 1867 года. Япония того времени только начинала переходить из феодализма в капитализм, свыкаться с модернизацией. Не все легко переносили этот период, особенно тяжело пришлось маленьким деревням и крестьянскому хозяйству.

Киитиро рос без матери. Родители развелись, едва ему исполнилось 2 года, властный отец оставил сына у себя. Сакити Тоёда, основал свою собственную ткацкую компанию Toyoda Loom Works, чтобы прокормить детей. Во втором браке у него родилась дочь Айко.

Несмотря на непростую семейную историю, Киитиро во всём брал с отца пример. Ему хотелось перенять его инженерный талант и преуспеть в семейном бизнесе. В 1920 году молодой японец успешно окончил Токийский университет, получил диплом по профилю «Машиностроение».

Киитиро действительно продолжил дело своего отца — он зарегистрировал компанию Toyoda Automatic Loom Works в 1926 году и за 5 месяцев работы наладил поставки станков на крупнейшие прядильные производства Японии. Это были рекордные продажи, более 4000 станков изготовили на заказ. Муж младшей сестры Айко тоже работал с Тоёда, он был назначен президентом. Киитиро же управлял всей фабрикой и отвечал за продажи.

В 1929 году в Японии запретили работать по ночам, появилась необходимость в станках, которые можно было остановить при обрыве нити без брака. Автоматическое оборудование Toyoda стало востребованным как никогда. Принцип остановки системы при отклонениях от нормы Тоёды потом перенёс и в автомобильное производство.

Через несколько лет, достигнув в компании определённого успеха, он решил открыть подразделение машиностроения прямо на базе фабрики. В 1933 году это судьбоносное решение повлекло за собой изменения во всей концепции бизнеса.

Увы, отец Киитиро уже не смог порадоваться его достижениям — в 1930 Сакичи Тоёда умер. Но за год до смерти он отдельной строкой прописал в завещании право старшего сына заниматься автомобильным бизнесом. Он также выделил для этого начальный капитал.

Источник: https://www.flickr.com/photos/danielctw/2552715259

Счастливый знак: зарождение великой компании

Сначала Киитиро разбирался с двигателями внутреннего сгорания, работал над своей версией автомобильного мотора. Он изучал конкурентов, провёл год в Европе, присматриваясь к зарубежным экспериментам. В 1936 году компания выпустила первый грузовик G1 и легковой автомобиль А1. Внешне они сильно напоминали модели Chevrolet, Тоёда ещё не нашёл баланс между технической стороной и дизайном. Модернизация проходила постепенно.

Годом позднее подразделение трансформировалось в полноценную компанию и отделилось от ткацкого производства. Киитиро Тоёды получил крупный заказ от японского правительства и начал работать над многотысячной партией военных грузовиков.

Для этих целей в городе Коромо построили первый автомобильный завод. Символичным было и изменение названия — в нём заменили букву, превратив в Toyota Motors. Всё дело в японском написании — в этом варианте нужно поставить 8 чёрточек. Восьмёрка — счастливый знак, дань традициям.

„Before you say you can't do something, try it.“
„Перед тем как ты скажешь, что не можешь что-то сделать, попробуй.“
-Киитиро Тоёда, взято из книги Extreme Toyota: Radical Contradictions That Drive Success at the World's Best Manufacturer.

Источник: https://ru.citaty.net/avtory/toioda-kiitiro/?o=new

Компания быстро развивалась, к концу 1939 года по всей Японии, а также в Корее и Тайване расширялась дилерская сеть. При заводах создали собственный исследовательский центр, где Киитиро лично руководил изучением инновационных технологий и разного вида топлива.

Со временем и отделка стала образцом японской внимательности к деталям. Несмотря на то, что машины покупали люди среднего класса, передняя панель была отделана натуральным деревом Кейяки. За креслом водителя располагался настоящий широкий диван, вмещающий трёх человек.

Toyopet 1951 года.

Обратите внимание: История компании TESLA.

Старичок. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Toyopet_SA_1951.jpg

Тяжёлые времена

Во время Второй мировой войны гражданские автомобили не выпускали, все эксперименты были приостановлены. Заводы занимались военными грузовиками, создавали двигатели амфибий, боевых самолётов. Когда Япония капитулировала, Toyota Motor осталась на грани разорения. Заводы почти не пострадали, их не тронули бомбы, но американское правительство наложило запрет на производство. Только в 1945 году США разрешила запустить конвейеры. Но более года основным товаром были кастрюли, сковородки и другие мелочи.

Киитиро Тоёда всё же продолжил разрабатывать новую модель автомобиля. У него не было финансового подкрепления, после войны всё только начинало восстанавливаться, поэтому и машина получилась экономичной. Двухдверный седан SA получил название Toyopet, напоминал внешне Volkswagen Beetle. Максимальная скорость, которую он набирал 88 км/ч, мощность двигателя 27 л/с. Большого успеха этот запуск не получил, продали совсем немного экземпляров.

На Toyota обрушился мощный финансовый кризис, рабочие устраивали забастовки. Это повлияло на продажи и работу всех фабрик. Киитиро Тоёда добровольно ушёл в отставку, передал пост своему двоюродному брату Эйдзи Тоёда в 1950 году.

Новый руководитель - новый стандарт

Стараниями нового президента крупная компания продолжила свою работу и доказала, что ещё может удивить мир.

Тогда же на производстве вспоминают про принцип «порванной нити», родившийся ещё на ткацкой фабрике Toyoda, и вводят новые стандарты производства.

Теперь, как только работник на любом участке конвейера обнаруживает брак, он дёргает специальную нить и останавливает всю ленту. Работать прекращают и остальные, устраняя недочёты на ранней стадии. Этот принцип получил название Just-in-time, значительно сократил издержки.

Похоже, вот он, старичок японского автопрома, по совместительству яблоко раздора между США и Японией. Источник: https://www.flickr.com/photos/toyotauk/5138936413

Украденная идея?

В 1951 году у Toyota появился первый внедорожник BJ. Он пользовался спросом в послевоенное время, производство помогло компании оставаться на плаву.

В основе BJ была база от грузовика SB, который уже выпускала компания, мощность — 82 лошадиные силы. По формам модель напоминала американский Jeep Willys — те же квадратные очертания. Японцы не скрывали и расшифровку своего названия — мотор серии B и название «Jeep». До 1954 года этот факт не принимали во внимание, но когда в США Jeep стал товарным знаком, появились претензии. Но японские конструкторы и не думали воровать название, для них это было всего лишь обозначение конструкции кузова. Чтобы избежать судебных разбирательств и слухов, топ-менеджер Toyota Ханжи Умехара просто предложил новый вариант названия — Land Cruiser. Этот автомобиль остаётся популярным и в настоящее время, сохраняя при этом грубоватую военную выправку.

Он с нами - на наших дорогах и в сердцах

В 1952 году ушёл из жизни Киитиро Тоёда, вдохновитель и создатель компании. Он оставил свой главный завет — машина должна быть надёжной и прочной, а ещё легко собираться и разбираться.

С 1957, уже без него, началось покорение американского рынка, затем Европейского, Австралийского. Японский производитель пришёл и в Россию. По всему миру открылись филиалы для сборки, был создан бренд люксовых автомобилей Lexus.

Использовано в некоммерческих целях. Источник:https://search.creativecommons.org/photos/72ad005a-2fdb-47ca-a96f-2e2adc1e3881

Всего с конвейера Toyota вышло более 200 моделей. Сегодня это крупный и надёжный производитель, которого ценят за постоянство в качестве и комфорт. Огромный труд и годы научных исследований Киитиро Тоёды и его последователей не были напрасными — Toyota остаётся для многих компаний образцом деловой этики.

Спасибо за прочтение!

Вам понравилась статья? Узнали что-то новое? Поддержите автора лайком и комментарием!

#интересные факты об авто #toyota #автомашина #история создания #японский автопром

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Японцы скопировали лучший армейский джип с 50-ых годов. История Киитиро Тоёды.