История Киитиро Тоёды — это яркий пример того, как упорство, инженерный талант и умение учиться у других могут привести к созданию мировой индустрии. Из этой статьи вы узнаете:
- Как семейный бизнес по производству ткацких станков стал фундаментом для одного из крупнейших автопроизводителей в мире.
- Почему для названия компании изменили одну букву и какую роль в этом сыграли японские традиции и суеверия.
- Как появился культовый внедорожник Land Cruiser и из-за чего возник спор с американской компанией Jeep.
Киитиро Тоёда. Источник: https://www.vokrugsveta.ru/article/282139/
Детство и первые шаги в бизнесе: от ткацких станков к машинам
Киитиро Тоёда родился 11 июня 1867 года в семье плотника. Это было время больших перемен для Японии, которая переходила от феодального строя к капитализму. Детство будущего промышленника было непростым: родители развелись, когда ему было два года, и мальчик остался с отцом, Сакити Тоёдой.
Сакити, чтобы обеспечить семью, основал компанию Toyoda Loom Works, занимавшуюся производством ткацких станков. Несмотря на сложности, Киитиро с детства восхищался инженерным талантом отца и стремился продолжить его дело. В 1920 году он успешно окончил Токийский университет по специальности «Машиностроение».
В 1926 году Киитиро официально зарегистрировал компанию Toyoda Automatic Loom Works. Всего за несколько месяцев ему удалось наладить поставки станков на крупнейшие фабрики Японии, продав более 4000 единиц оборудования. Управление производством и продажами легло на его плечи.
Важным изобретением стало создание станков, которые автоматически останавливались при обрыве нити. Этот принцип, родившийся из необходимости соблюдать новый закон о запрете ночной работы (1929 г.), позже ляжет в основу знаменитой производственной системы Toyota. К сожалению, отец Киитиро, Сакити, не дожил до расцвета бизнеса сына, скончавшись в 1930 году. Однако в своём завещании он специально оговорил право Киитиро заниматься автомобилестроением и выделил на это стартовый капитал.
Источник: https://www.flickr.com/photos/danielctw/2552715259
Рождение автомобильного гиганта и счастливая восьмёрка
Киитиро с головой погрузился в изучение двигателей внутреннего сгорания. После года, проведённого в Европе для знакомства с передовыми технологиями, в 1936 году компания представила первый грузовик G1 и легковой автомобиль А1. Эти ранние модели во многом копировали американские Chevrolet, но стали важным первым шагом.
В 1937 году автомобильное подразделение выделилось в самостоятельную компанию. Получив крупный государственный заказ на военные грузовики, Тоёда построил первый автомобильный завод в городе Коромо. Именно тогда произошло знаковое изменение: Toyoda превратилась в Toyota. Причиной стала не только благозвучность, но и японская нумерология — для написания «Toyota» требуется восемь черт, а восьмёрка в Японии считается счастливым числом, символом процветания.
„Before you say you can't do something, try it.“
„Перед тем как ты скажешь, что не можешь что-то сделать, попробуй.“
— Киитиро Тоёда, из книги «Extreme Toyota: Radical Contradictions That Drive Success at the World's Best Manufacturer».
Источник: https://ru.citaty.net/avtory/toioda-kiitiro/?o=new
Компания росла, открывая дилерские центры по всей Японии и в соседних странах. Был создан исследовательский центр, где лично Киитиро курировал разработки. Автомобили, например, модель Toyopet, отличались вниманием к деталям: в отделке использовалось натуральное дерево, а салон был невероятно просторным для своего времени.
Toyopet 1951 года.
Обратите внимание: История компании TESLA.
Старичок. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Toyopet_SA_1951.jpg
Испытания войной и послевоенный кризис
В годы Второй мировой войны Toyota переключилась на выпуск военной техники. После капитуляции Японии компания оказалась на грани краха: американские власти временно запретили автомобильное производство. Заводы выживали, выпуская кастрюли и сковородки.
В этих условиях Киитиро Тоёда разработал экономичный седан SA Toyopet, напоминавший Volkswagen Beetle. Однако машина не стала коммерчески успешной. На компанию обрушился финансовый кризис и забастовки рабочих. В 1950 году, взяв на себя ответственность, Киитиро Тоёда ушёл в отставку, передав бразды правления своему двоюродному брату Эйдзи Тоёде.
Новая философия производства
Под руководством Эйдзи Тоёды компания не только выжила, но и совершила качественный скачок. Была внедрена революционная производственная система, основанная на принципе «точно вовремя» (Just-in-Time). Её истоки лежали в том самом принципе автоматической остановки ткацкого станка при обрыве нити.
На конвейере каждый рабочий получил возможность дёрнуть специальный шнур («андон»), чтобы остановить линию при обнаружении брака. Это позволяло мгновенно устранять проблемы, а не исправлять их позже, что радикально повысило качество и снизило издержки.
Похоже, вот он, старичок японского автопрома, по совместительству яблоко раздора между США и Японией. Источник: https://www.flickr.com/photos/toyotauk/5138936413
Рождение легенды: от «копии» Jeep к Land Cruiser
В 1951 году Toyota представила свой первый внедорожник — модель BJ. Он был создан на базе грузовика SB и, что закономерно для послевоенного времени, внешне напоминал американский Jeep Willys. Само название «BJ» расшифровывалось как двигатель серии «B» и… «Jeep». Для японских инженеров это было просто обозначение типа автомобиля.
Однако в 1954 году, когда «Jeep» в США был официально зарегистрирован как товарный знак, у американской компании возникли претензии. Чтобы избежать судебных тяжб, топ-менеджер Toyota Ханжи Умехара предложил новое, теперь уже легендарное имя — Land Cruiser. Так родился внедорожник, который, сохранив брутальную сущность, со временем завоевал весь мир.
Наследие основателя: путь к мировому признанию
Киитиро Тоёда скончался в 1952 году, оставив после себя главный принцип: автомобиль должен быть надёжным, прочным и простым в обслуживании. Его последователи продолжили дело.
Уже в 1957 году Toyota начала экспансию на американский рынок, а затем и в Европу с Австралией. Была создана сеть сборочных заводов по всему миру и основан люксовый бренд Lexus. Сегодня с конвейеров Toyota сошло более 200 моделей, а сама компания является символом качества, надёжности и инновационного подхода к производству.
Использовано в некоммерческих целях. Источник:https://search.creativecommons.org/photos/72ad005a-2fdb-47ca-a96f-2e2adc1e3881
Труд, дальновидность и философия непрерывного улучшения (кайдзен), заложенные Киитиро Тоёдой, превратили Toyota в эталон для автомобильной промышленности и далеко за её пределами.
Спасибо за прочтение!
Вам понравилась статья? Узнали что-то новое? Поддержите автора лайком и комментарием!
#интересные факты об авто #toyota #автомашина #история создания #японский автопром
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Японцы скопировали лучший армейский джип с 50-ых годов. История Киитиро Тоёды.

