Загадка в горах: как я опознал редкий чехословацкий грузовик Praga V3S

Самые яркие впечатления от путешествий часто приносят не запланированные достопримечательности, а неожиданные находки, которые преподносит случай. Именно так произошло во время нашей экспедиции по Кавказу, когда в маленьком осетинском селе Дзивгис нас ждала удивительная встреча с историей техники.

Средневековье и советское наследие

Изначально целью нашего путешествия были уникальные исторические памятники Дзивгиса: средневековые склепы и редкий предпещерный замок, встроенный прямо в скалу. Эти места помнят даже времена Тамерлана и обычно остаются в стороне от основных туристических маршрутов.

Панорама селения Дзивгис с высоты

Один из древних склепов в Дзивгисе

Наскальная крепость, у подножия которой сейчас мирно соседствуют огород и хозяйственные постройки

Неожиданная встреча с раритетом

Однако среди древних камней нас ждал сюрприз из другой эпохи — брошенный, но всё ещё внушительный грузовик. С первого взгляда опознать его не удалось: детские увлечения автолюбителя прошли мимо меня. Единственной зацепкой стала едва заметная надпись на радиаторе — «PRAGA».

Наш новый знакомый среди горных пейзажей

Ключ к разгадке — фирменная эмблема

Опознание: Praga V3S

Уже дома, с доступом к информации, тайна раскрылась. Перед нами был чехословацкий грузовик повышенной проходимости Praga V3S, выпускавшийся с 1953 по 1985 год. Аббревиатура расшифровывается как «Vojenská 3tunová Speciální» — «Военная Трёхтонная Специальная». Изначально созданный для армии, этот автомобиль позже нашёл широкое гражданское применение.

Классический вид Praga V3S

Рекламный плакат, демонстрирующий универсальность модели

Интересный факт: на шасси V3S монтировались зенитные комплексы, которые поставлялись в Чехословакию, Югославию, Ирак, Ливию и Сербию.

Зенитный комплекс M51 на базе шасси Praga V3S

Технические особенности горного труженика

Конструкция грузовика была продумана для сложных условий. Основным двигателем долгое время служил дизель Tatra 912-1 объёмом 7,4 литра с воздушным охлаждением, что было преимуществом в горах. Четырёхступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздатка с отключаемым передним мостом и прочная рама из двух лонжеронов и семи поперечин делали его неуязвимым на бездорожье.

Обратите внимание: Электрогрузовики Mercedes-Benz eActros проверят клиенты.

Вернёмся к нашей находке в Дзивгисе

При мощности всего в 98 лошадиных сил «Прага» демонстрировала феноменальную проходимость: брала высокие камни, преодолевала броды глубиной до 80 сантиметров даже с трёхтонным грузом. По шоссе она могла перевозить до 5 тонн, хотя её максимальная скорость ограничивалась 60 км/ч. В СССР такие машины часто использовались как мобильные флюорографические станции для обследования жителей отдалённых районов.

Загадки, которые остались неразгаданными

История конкретно этого экземпляра покрыта мраком. На машине сохранилась загадочная наклейка «Росмедстрах», но спросить о её прошлом было не у кого. Рядом стоял не менее легендарный «Урал-375», причём оба ветерана, несмотря на свой вид, официально числились на ходу — на них были номера.

Что может означать эта наклейка? Загадка.

Два легендарных внедорожника разных стран в одном кадре

Вторая «Прага»: сюжет обрастает деталями

Самой неожиданной стала вторая находка. Осматривая окрестности из бойниц крепости, я заметил вдалеке ещё один грузовик. Дома, увеличив фотографию, я с удивлением предположил, что это кузов ещё одной Praga V3S.

Присмотритесь к месту, отмеченному стрелкой

Увеличенный фрагмент. Похоже, это она!

Это открытие сделало историю ещё загадочнее. Всего в мире было выпущено около 60 тысяч этих машин, а здесь, в одном горном ущелье, оказалось сразу два экземпляра, да ещё в компании с «Уралом». Возможно, одна служила донором запчастей для другой, но точного ответа мы уже не узнаем.

Такие неожиданные встречи и загадки прошлого и делают путешествия по-настоящему увлекательными.

Если вам понравился этот репортаж, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал. Впереди много историй об интересных местах, людях и, конечно, автомобилях.

Читайте также:

Нашёл в исландской промзоне американскую военную «амфибию» времён холодной войны и залез в её кабину. Фотоблог №1005001. 13 мая 2020

Вездеход из «инвалидки» и про сельских Кулибиных. Фотоблог №1005001. 30 сентября 2020

#техника #авто #грузовики #раритетные автомобили #находки

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Нашёл в горах редкий чехословацкий грузовик для тяжёлого бездорожья ? Пришлось помучиться, чтобы его опознать ?.