Незаконные доработки фар: распространённые ошибки и правовые последствия

В статье подробно рассматриваются типичные нарушения, допускаемые автовладельцами при самостоятельной модернизации систем головного освещения, с точки зрения технических требований и действующего законодательства. Анализируются физические последствия таких переделок и предусмотренные за них административные наказания.

Актуальность проблемы

Значительная часть автомобильного парка России — это транспортные средства старше 7-10 лет. По данным на 2021 год, из 45 млн легковых автомобилей более 25 млн были выпущены до 2011 года, а ещё около 10 млн — до 2014 года. Таким образом, большинство машин на дорогах оснащено фарами, которые не в полной мере соответствуют современным нормам Технического регламента Таможенного союза 018/2011, вступившего в силу в 2016 году.

Фото из открытых источников

Визуально такие автомобили можно отличить по отсутствию штатных дневных ходовых огней (ДХО). Водители компенсируют это, постоянно используя ближний свет, противотуманные фары или так называемый «скандинавский свет» (дальний свет вполнакала). Чтобы устранить это несоответствие, многие устанавливают ДХО самостоятельно.

Нарушение №1: Неправильная установка ДХО

Согласно разъяснениям ГИБДД, установка дополнительных ДХО не считается изменением конструкции, если соблюдены два условия: фары должны быть сертифицированы по ТР ТС 018/2011 (иметь соответствующую маркировку), а их монтаж — соответствовать правилам ЕЭК ООН №87 (п. 6.19).

Типичные ошибки:

  • Установка несертифицированных светодиодных лент или «балок» в качестве ДХО.
  • Размещение фонарей ДХО слишком близко к продольной оси автомобиля, что нарушает правила.

Фото из открытых источников

На практике инспекторы часто относятся к таким нарушениям лояльно, если световой поток укладывается в нормы. Однако, по состоянию на осень 2021 года, в ряде регионов начали активно пресекать установку несертифицированных китайских мотоциклетных фар с сегментом ДХО вместо штатных противотуманных.

Нарушение №2: Установка светодиодных ламп («гейлед»)

Одно из самых распространённых и опасных нарушений — замена штатных галогенных или газоразрядных (ксеноновых) ламп на светодиодные аналоги в фарах, не предназначенных для этого. С физической точки зрения это грубо нарушает светораспределение, запроектированное под определённый тип источника света. В результате пучок света фары ближнего света перестаёт соответствовать требованиям для правостороннего движения и начинает ослеплять встречных водителей даже при абсолютно чистых фарах.

С правовой точки зрения это нарушает пункт 3.1 Приложения №8 к ТР ТС 018/2011, который требует соответствия класса источника света указанному изготовителем. Пока на рынке не появятся сертифицированные светодиодные лампы-ретрофиты, внести их в конструкцию автомобиля легально невозможно.

Наказание: Согласно ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ, эксплуатация ТС с установленными впереди световыми приборами, цвет или режим работы которых не соответствуют требованиям, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов.

Фото из открытых источников

Нарушение №3: Установка «мотоциклетных» фар вместо ПТФ

Ещё одна популярная, но незаконная замена — монтаж так называемых «мотоциклетных» светодиодных фар (с несколькими вертикальными линзами) вместо штатных противотуманных фар (ПТФ).

Фото со страницы www.drive2.ru/l/603103019629810079/

Такие фары формируют неправильный световой пучок, который невозможно корректно отрегулировать. Если отрегулировать его по верхней границе, он будет слепить встречный транспорт. Если опустить — свет будет «бить» прямо перед автомобилем, создавая «пересвет» на мокром асфальте, который также отражается в глаза другим водителям.

Фото пучка света китайской мотофары

Это нарушение также подпадает под действие п. 3.1 ТР ТС и карается по ст. 12.5.3 КоАП. На практике инспекторы могут выписать как предупреждение по ч. 1 ст. 12.5, так и сразу составить протокол по ч. 3, что грозит лишением прав.

Обратите внимание: ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ НЕОРИГИНАЛЬНЫХ КОЛОДОК.

Нарушение №4: Установка LED/ксеноновых модулей в фары

Более сложная переделка — установка светодиодных или ксеноновых модулей (би-ксенон, би-ЛЕД) в штатные фары, изначально рассчитанные на галогенные лампы. Здесь возникает целый комплекс проблем:

  1. Нарушение количества фар: Установка таких модулей в противотуманные фары фактически превращает их в дополнительные фары ближнего света. Согласно п. 6.2.2 Правил ЕЭК ООН №48, на автомобиле может быть только две фары ближнего света. Добавление ещё двух является грубым нарушением.
  2. Превышение светового потока: Такие модули часто имеют световой поток, превышающий 2000 люмен. Согласно п. 6.2.9 тех же правил, это обязывает оснастить автомобиль автоматическим корректором угла наклона фар и омывателем фар. Ручной корректор или пневмоподвеска в этом случае не являются заменой.
  3. Усиление «блескости»: Увеличение светового потока усиливает ослепляющий эффект для встречных водителей, особенно при загрязнении фар или на неровностях дороги. Это создаёт прямую угрозу безопасности дорожного движения.

Эксплуатация автомобиля с такими доработками также нарушает ТР ТС и карается по ст. 12.5.3 КоАП. Случаи лишения прав по этим основаниям уже фиксируются по всей стране.

Нарушение №5: Установка одной «балки» дальнего света

Распространённый тюнинг — монтаж цельной светодиодной «балки» на бампер в качестве дополнительного дальнего света. Однако п. 6.1.2 Правил ЕЭК ООН №48 чётко регламентирует, что факультативных фар дальнего света должно быть чётное количество (2 или 4 для грузовиков).

Фото со страницы www.drive2.com/l/493772256288178958/

Таким образом, установка одной «балки» прямо противоречит правилам. Возможно, это требование связано с необходимостью чётко обозначать габариты автомобиля для встречных водителей.

У этого уаза 4 фары доп. дальнего света, т.е. нарушение, так как внедорожник — не фура

За это нарушение также предусмотрена ответственность по ст. 12.5.3 КоАП.

Заключение

Большинство популярных «улучшений» головного света не только нарушают технические регламенты и правила безопасности, но и представляют реальную опасность на дороге, ослепляя других участников движения. Законодательство жёстко карает за такие переделки, вплоть до лишения водительских прав. Прежде чем проводить любые модификации световых приборов, необходимо убедиться в их полном соответствии требованиям ТР ТС 018/2011 и Правилам ЕЭК ООН.

#фары #led #нарушение пдд #автосвет #автотюнинг #ДИОДОСВЕТ #DIODOSVET

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Типичные ошибки при "модернизации" головного освещения автомобилей.