Фильм «Гонка» знакомит зрителей с удивительным эпизодом в истории автоспорта: на стартовой решетке Гран-при Японии стоит темно-синий болид с шестью колесами. Это не художественный вымысел, а реально существовавший автомобиль — Tyrrell P34, детище конструктора Дерека Гарднера. Его появление стало отчаянной попыткой команды Tyrrell вернуть себе лидирующие позиции.
Причины появления шести колес
Команда Tyrrell переживала не лучшие времена. После чемпионского титула в 1971 году её результаты неуклонно падали: второе место в 1972-73 гг., третье в 1974-м и лишь пятое в 1975 году. Чтобы совершить рывок в сезоне 1976 года, требовалось радикальное техническое решение. Гарднер сосредоточился на ключевой проблеме машин с открытыми колёсами — высоком аэродинамическом сопротивлении, создаваемом передними колёсами. Его идея заключалась в уменьшении их диаметра. Однако это грозило потерей управляемости из-за сокращения площади контакта с трассой. Гениальным компромиссом стало добавление второй пары передних колёс меньшего размера, что позволило снизить сопротивление и сохранить контроль над автомобилем.
Шок и триумф необычного болида
Презентация Tyrrell P34, вероятно, вызвала настоящий шок в мире Формулы-1. Машина с четырьмя передними колёсами выглядела крайне необычно, и многие скептически оценивали её потенциал. Первые гонки сезона 1976 года команда провела на старых машинах, так как P34 ещё не был готов. Дебют состоялся на Гран-при Испании, где Патрик Депайе сразу показал третье время в квалификации, хотя в гонке сошёл. Скептики могли посчитать это случайностью, но в Монако оба пилота на P34 заняли второе и третье места. А настоящим триумфом стала гонка в Швеции, где Джоди Шектер и Патрик Депайе финишировали первым и вторым, совершив победный дубль.
Обратите внимание: Уникальный шестиколесный внедорожник ГАЗ продают по цене суперкара.
По итогам сезона 1976 года P34 десять раз поднимался на подиум (одна победа, восемь вторых и одно третье место). Команда Tyrrell заняла третье место в Кубке конструкторов, а её пилоты — третье и четвёртое в личном зачёте. Казалось, революционная концепция полностью оправдала себя.
Болид Tyrrell P34 образца 1976 года
Скрытые проблемы и закат концепции
Однако у инновации были серьёзные недостатки. Основное аэродинамическое сопротивление создавали задние колёса стандартного размера, что сводило на нет часть преимуществ. Эксклюзивный поставщик шин, Goodyear, не имея конкуренции, не спешил совершенствовать покрышки малого диаметра, которые быстро изнашивались. Конструкция была ненадёжной и часто ломалась. Главным козырем P34 была феноменальная поворачиваемость, которая и позволяла добиваться высоких результатов.
В сезоне 1977 года доработанный, но более тяжёлый и широкий болид показал себя хуже: лишь несколько попаданий на подиум и итоговое пятое место команды. История шестиколёсных болидов могла получить продолжение — над подобными проектами работали Ferrari, Williams и March. Однако Международная автомобильная федерация (FIA) навсегда закрыла эту главу, внеся в регламент чёткую формулировку: «Болид Формулы-1 — четырёхколесный гоночный автомобиль».
Наследие Tyrrell P34
Шестиколёсные болиды больше никогда не выйдут на старт Формулы-1, но дух инноваций, который олицетворял P34, жив. Как сказал легендарный конструктор Эдриан Ньюи: «Задача конструктора гоночных болидов — обходить правила, предлагая новые решения». Tyrrell P34 навсегда останется в истории как смелая и амбициозная попытка переписать законы гоночной инженерии.
Стройка Века
Автор - Даня Сабуров
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Болид о шести колесах.