Как работает сапун и нужно ли его обслуживать? ?

В этой статье рассказываем о сапунах, как они устроены и какие опасности могут быть связаны с выходом их из строя.

Поломка маленькой, недорогой и не хитро устроенной детали механизма может вывести из строя автомобиль. Незнание и невнимание к мелочам может обернуться для автомобилиста делительным дорогостоящим ремонтом, или созданием на дороге потенциально-опасной для участников дорожного движения ситуации. Поэтому важно знать на какие детали стоит обращать внимание, как их обслуживать и какие признаки должны насторожить водителя.

Оглавление:

  1. Что за деталь такая сапун?
  2. Конструктивные особенности
  3. Где искать сапун?
  4. От чего зависит работоспособность сапуна?
  5. Особенности обслуживания сапуна
  6. Возможные причины дыма из сапуна

ЧТО ЗА ДЕТАЛЬ ТАКАЯ «САПУН»?

Большинство автомобилей ездят на двигателях внутреннего сгорания. В специальных отсеках «сгорает» бензин, газ или дизельное топливо, но этот процесс невозможен без смешивания с воздухом.

В горении важно, как своевременное поступление воздуха, так и сброс газа, создающего избыточное давление. Сапун отвечает за стравливание газа и поступление воздуха. Если он выходит из строя, в систему поступает недостаточно воздуха для горения или накапливаются излишки газа.

В целом его устанавливают на все относительно крупные пустотелые узлы техники, где есть смазочные материалы и воздух. При нагревании масло расширяется и необходимо убрать лишний воздух, при остывании наоборот уровень масла понижается и воздух заполняет все пространство.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Если максимально упростить: сапун выравнивает давление внутри и снаружи агрегата. По большому счету для этой функции могло бы подойти обычное отверстие, через которое будет выходить лишний газ и поступать необходимый воздух. Но такое упрощение конструкции делает механизм уязвимым. Через отверстие в систему могут попасть частички грязи и пыли. Во время мойки автомобиля, дожде или езде в брод в систему может попасть вода, которая превратит масло в эмульсию. Эмульсия не сможет смазывать трущиеся детали, поэтому конструкция с одной стороны обеспечивает взаимодействие с атмосферой, с другой – защищает систему от попадания чужеродных частиц и элементов и исключает вытекания из системы ГСМ. Именно этим обусловлены все элементы в конструкции сапуна.

Сапун устроен просто и понятно. Это небольшой (легко помещается в ладонь) резьбовой штуцер, внутри – сквозное отверстие. Это отверстие закрыто плоским резиновым кружком (своеобразный клапан в сапуне), который прижимает к штуцеру пружинка в сапуне. Конструкция закрыта сверху колпачком в форме стакана. Сам колпачок очень подвижный, пружинка слабенькая, резиновый кружок не герметизирует, а просто в нужных ситуациях прилегает к отверстию и также легко пропускает необходимый во время подсоса воздух.

ГДЕ ИСКАТЬ САПУН?

Расположение этой детали зависит от производителя и марки авто. В большинстве случаев, если посмотреть на клапанную дугу, расположенную рядом с заливной горловиной, вы обнаружите место, где имеется сапун. Если в указанном месте детали нет, стоит посмотреть расположение в инструкции к автомобилю или уточнить у опытных автомобилистов на форумах.

Сапун устанавливают не только на двигатель, но и в других механизмах автомобиля:

  1. Коробка передач.

    Обратите внимание: Обзор Toyota Venza. Все что нужно знать, чтобы принять правильное решение..

    Здесь сапун обеспечивает плавную работу и защиту от излишне интенсивного износа шестерен на вторичном валу.
  2. В машинах с полным или задним приводом сапун устанавливают в заднем мосту. Сапуны заднего моста помогает помимо выравнивания давления, еще и защитить механизмы от попадания грязи и влаги при преодолении преград.
  3. При наличии отдельной раздаточной коробки сапун можно найти в ней.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ САПУНА?

Дефекты изготовления и пренебрежение обслуживанием. Несмотря на достаточно простую конструкцию, для нормальной эксплуатации деталь требует особой точности в изготовлении.

  • Так должны быть точно рассчитаны усилия по сжатию пружинки;
  • для изготовления резинового кружка необходимо очень качественное сырье, иначе он может оплавиться, деформироваться и даже прилипнуть к штуцеру, что недопустимо и ведет к нарушениям в работе;
  • любые перекосы и заклинивания колпачка недопустимы. Если сапун изготовлен с дефектом, он быстрее загрязняется, залипает и при нагревании выдавливает не воздух, а масло, при смешивании масла с водой образуется эмульсия.

Это как с автомобильной оптикой. Можно купить изделие кустарного производства, выглядеть оно будет также, освещать дорогу почти также, но вместо 40 000 часов службы заводского изделия прослужат 5000, корпус будет не ударопрочный, фара начнет выходить из строя почти сразу после покупки в то время как должна использоваться минимум 4 года. Если хотите хорошие светодиодные фары, покупайте заводские и в проверенном магазине, наш фаворит – Wesem-Light. Любая деталь, в том числе сапун, должна быть качественной и оригинальной, поскольку ее выход из строя может повлечь затраты на дорогостоящий ремонт.

Даже если в ваш авто установлен качественный сапун заводского производства, его необходимо регулярно проверять и обслуживать. Время от времени поворачивать колпачок, с характерным шипящим звуком, который считается нормой. Тогда деталь не зарастет внутри грязью, а резиновая деталь не закиснет.

ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ САПУНА

Из-за простой конструкции и невысокой стоимости детали при выходе из строя ее обычно заменяют, сапун не предназначен для длительной необслуживаемой эксплуатации. Стоит минимум дважды в год проверять состояние сапуна, прочищать внутри и снаружи обычной ветошью. Процесс несложный и достаточно быстрый.

По большому счету единственная неисправность, с которой можно столкнуться – снижение пропускной способности, и если сапун не сбрасывает газ, его все же лучше заменить, а вот если при осмотре вы заметили, что из сапуна идет дым – это может стать индикатором серьезной проблемы.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ДЫМА ИЗ САПУНА

  1. Загрязнилась и износилась сама деталь. Если периодически очищать и своевременно заменять ее, таких проблем не будет.
  2. Высокий износ автомобильного масла или низкое качество ГСМ. Не пренебрегайте периодичностью замены моторного масла и не покупайте контрафактные жидкости, это дешевле, чем капитальный ремонт двигателя.
  3. Превышение необходимого уровня масла. Прогрейте автомобиль, и проверьте уровень масла специальным щупом. Не допускайте выброса масла через сапун.
  4. Если обнаружили на горячем моторе белый дым, вероятнее всего в системе есть течь, охлаждающая жидкость попадает в систему смазки.
  5. Проблема с маслосъемными кольцами цилиндров (они могли износиться или залечь) здесь вряд ли удастся раскоксовать их специальной химией, вероятнее всего придется разобрать движок.
  6. Могли прогореть выпускные клапаны. Измерьте компрессию и станет ясно так ли это. Если предположение подтвердится, без разбора двигателя обойтись также не удастся.
  7. Критический износ сальников вала или маслоотражательных колпачков. Рекомендуем сразу заменить их на новые, если очевиден износ и причина дыма в этом.

В современном автомобиле нет мелочей, и внимание к состоянию деталей и эксплуатационным характеристикам автомобиля – залог долгой и надежной службы авто. Своевременное обслуживание и замена вышедших из строя (даже таких маленьких и простых) деталей может уберечь от серьезных поломок и дорогостоящих ремонтов. Уделяйте внимание своему авто, шевелите колпачок сапуна, не забывайте выкручивать сапун и проверять загрязнения, очищать от них деталь, и не допускать появления дыма, тогда все будет хорошо.

БОЛЬШЕ СТАТЕЙ НА НАШЕМ САЙТЕ https://wesem-light.ru/

#сапун #масло в двигатель #авто #автозапчасти #автомашина #водители #автомобилистам #машины #автолюбители

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Как работает сапун и нужно ли его обслуживать? ?.